"Мы сделали ставку на развитие рынка долгосрочных сбережений, это веха в развитии нашего финансового рынка. По программе долгосрочных сбережений (ПДС) президент поставил цель в этом году привлечь 250 млрд рублей, это очень амбициозная цель, потому что совершенно новый продукт. ДСЖ - тоже новый и важный продукт, но не стоит его недооценивать. Все хотят жить долго и счастливо, поэтому это должны быть самые долгосрочные инвестиции. Мне кажется, мы можем как ориентир тоже ставить себе цель 250 млрд рублей в следующем году для рынка", - сказал замминистра.
Со своей стороны Минфин рассчитывает на принятие законодательства о налоговом стимулировании долевого страхования жизни, отметил Иван Чебесков. "В эту сессию, надеюсь, Госдума, Совет Федерации нам помогут с принятием законодательства по налоговому стимулированию ДСЖ. Мы всегда говорили о том, что налоговое стимулирование всех долгосрочных сбережений будет примерно эквивалентно", - подчеркнул он.
Пока цель - собрать полисами ДСЖ 250 млрд рублей в 2025 году - не закреплена в официальных документах. Однако государство рассматривает ее как вполне реалистичную, пояснил Чебесков.
"Это ключевой инвестиционный продукт со стороны страховщиков. Мы договариваемся с рынком, что со стороны Минфина и Центробанка, а также правительства в целом, будут определенные шаги. И мы ждем, что участники рынка тоже сделают шаги нам навстречу. Это социальный договор. Как я понял, коллеги из страховых компаний к нему готовы. Можно сказать, мы ударили по рукам", - добавил он.
При условии успеха страховые компании в перспективе смогут потеснить негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в списке операторов программы долгосрочных сбережений (ПДС). Минфин уже продолжительное время обсуждает эту идею с Госдумой, Банком России и другими участниками финансового рынка.
"Мы концептуально поддерживаем и обсуждаем предложение сделать страховые и управляющие компании операторами ПДС [наряду с негосударственными пенсионными фондами]. Это правильная идея, нужно двигаться в этом направлении, чтобы на рынке было больше конкуренции и выбора у гражданина", - рассказал Чебесков "Российской газете".
Сроки реализации такого предложения пока не называются, поскольку сначала необходимо внести изменения в действующее законодательство. "Довольно сложный вопрос - как это внедрить в законодательство, это предполагает существенную переработку законов о страховщиках. Мы к этому подходим очень серьезно, это не просто запятую поставить в одном документе и дописать туда страховые компании. Обсуждаем с ЦБ, как это лучше сделать, но направление правильное", - подчеркнул он.
Россияне с января и до 9 сентября вложили в программу долгосрочных сбережений 64,7 млрд руб., что заметно меньше поставленной президентом на весь 2024 год цели в 250 млрд руб., тогда как государству требуются сотни миллиардов на проекты развития страны, напомнил "Российской газете" руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников.
"Как и ПДС, ДСЖ - это новый инвестиционный продукт, который правительство рассчитывает использовать в качестве "длинных денег" для развития экономики России. Люди приобретают у страховых компаний полис, затем эти деньги вкладываются в ценные бумаги, например, инфраструктурные облигации, и в итоге они идут на строительство крупных и сложных проектов, требующих долговременного финансирования", - объяснил он.
Кроме того, у роста вложений населения в страхование жизни и долгосрочные сбережения есть дезинфляционный эффект, отметил Масленников. "Чем больше люди сберегают, тем меньше денег они направляют на текущее потребление, и тем ниже потребительский спрос. В текущей ситуации сбалансировать спрос и предложение особенно важно для борьбы с инфляцией", - добавил он.
Продажи полисов долевого страхования жизни в России начнутся с 1 января 2025 года, они придут на смену инвестиционному страхованию (ИЖС), рассказала "РГ" директор Управления по работе с институциональными и частными клиентами компании ТКБ Инвестмент Партнерс Анна Чижова.
"Долевое страхование жизни объединяет в себе страховую и инвестиционную составляющую. С одной стороны - это возможная защита, присущая классическому страхованию жизни, а с другой - инвестиции, потому что часть уплаченной страховой премии вкладывается в выбранный страхователем портфель ПИФ для получения инвестиционного дохода. В этом отличие от ИЖС, где участие страхователя в выборе инвестиционных инструментов не предполагалось. По сути, страхователь выбирает инвестиционный портфель, состоящий из конкретных ПИФ, исходя из своего отношения к риску. При этом он получает весь инвестиционный доход и все риски выбранного инвестиционного портфеля", - пояснила эксперт.
Чем выше толерантность конкретного человека к риску, тем больше может оказаться для него вознаграждение по полису ДСЖ. Однако и ответственность в случае неудачи страховщик разделит со своим клиентом.
"Мы считаем, что ДСЖ - это удобный продукт два в одном, сочетающий привычное страхование жизни и инвестиции в паевые фонды, а в дальнейшем, возможно, и классическое доверительное управление. Плюс в том, что клиент направляет инвестиционную часть в прозрачный, публичный и строго регулируемый Банком России инструмент - ОПИФ, доходность по которому можно отслеживать хоть каждый день. Важно отметить, что выбор фондов задает страховая компания: это могут быть как ПИФы сторонних управляющих компаний, так и самой страховой, если она получила лицензию на управление ПИФами", - заключила эксперт.