Директор детдома Михаил Форинко при активной поддержке партизан вывел своих воспитанников в безопасную зону, а летчики 105-го гвардейского авиаполка ГВФ благополучно вывезли их на Большую землю. Однако последний рейс оказался для пилота Александра Мамкина трагическим: гитлеровцы подбили самолет, но летчик, заживо сгорая, нечеловеческим усилием воли посадил машину на освобожденной территории и спас 10 детей, двух раненых партизан и воспитательницу.
Пришла на открытие памятного знака и семья Дмитрия и Нины Брыль, в том числе невестка Виктория и трое ее детей. Беспримерный в истории той войны подвиг, воплощенный талантом известного белорусского скульптора Алеся Дранца и его коллег в металл и камень, имеет к ним самое непосредственное отношение. Внук Денис показывает фотографию летчика Мамкина, держащего на руках спасенную им кроху с широко открытыми миру глазами: это Аня Шевнева, впоследствии прародительница семьи Брыль и известный в Полоцке хирург-офтальмолог. Подобным образом сложилась судьба многих спасенных полоцких сирот, которых с полным правом называют детьми Мамкина, - родных он, увы, так и не успел завести.
- Мы очень тронуты тем, что память Александра Мамкина и Михаила Форинко увековечена, - не скрывает волнения отец семейства. - Отдали долг.
Символично, что памятный знак открыт в День единения белорусского народа.