Итак, судя по выдержкам из документа, которые можно выловить в Сети, если ребенок плохо говорит по-русски, учить его в классе с детьми, у которых русский - родной, неэффективно. А значит, надо стремиться к тому, чтобы таких детей было не больше трех. Почему именно трех?
"Итоги многочисленных бесед подтверждают предположение о том, что при наличии в классе (группе) детей иностранных граждан, слабо владеющих русским языком и имеющих иные выраженные особые образовательные потребности, в количестве более 3 (трех) человек, педагоги фиксируют недостаточность временных и прочих ресурсов для реализации дифференцированного подхода к таким обучающимся" - такое пояснение дается в документе, который, если верить сайтам некоторых региональных учебных заведений, датирован аж 31 июля 2024 года.
Проблема есть - это факт. Не секрет, что сегодня в школах встречаются классы, где большинство учеников - дети мигрантов. То, что учителям в такой ситуации сложно, тоже факт. Им приходится не только особым образом готовиться к занятиям, но и порой в режиме форс-мажора сглаживать конфликтные моменты: ведь если ребенок не понимает, о чем урок, он просто начинает мешать другим.
Как следовать рекомендациям насчет трех учеников? Что делать с уже сформированными классами, где число иностранцев больше рекомендуемого? Планируется ли организация в школах дополнительных занятий по русскому языку для мигрантов? Кто будет этим заниматься?
Вопросов масса. "Российская газета" направила запрос в министерство просвещения, но на момент подписания номера ответа не поступило.
- Часто слышу, особенно от молодых, что дети мигрантов тянут весь класс вниз, с ними невозможно управиться, - поделилась с "РГ" Анна Пономарева, учитель физики на пенсии из Новосибирска. - Да, это есть. Но нам нужно попытаться встроить их в свой мир. Надо говорить с семьями.
Гулянда из Таджикистана, живет в Ростове-на-Дону вместе с семьей чуть больше года. У нее две дочери, муж работает на местном рынке.
- В этом году старшая дочь Анзурат пошла в школу. В ее классе есть и другие из Таджикистана. Они общаются в основном между собой, - рассказала Гулянда. - Местные ребята их не сторонятся, но сблизиться мешает языковой барьер. Думаю, постепенно это сгладится. Я, конечно, беспокоюсь, что дочь будет отставать, но так как в институт она, скорее всего, не пойдет, то особой беды не вижу. В нашей семье еще нет тех, кто имел бы диплом о высшем образовании. Из-за того, что дети понимают не все, что говорит учительница, они балуются. Конечно, это раздражает.
По словам женщины, у земляков была мысль организовать специальные занятия для детей, которые плохо знают русский, или даже отдельный класс. Но у школы нет возможности, учителей не хватает. Да и детям хочется учиться вместе со всеми.
В минпросвещения сообщили о проработке законодательных инициатив по закреплению обязательной языковой диагностики для детей мигрантов.
- В некоторых школах наблюдается превышение предлагаемого соотношения детей иностранных граждан и местных школьников. В таких ситуациях важно принять дополнительные меры для эффективной адаптации детей, - заявили в ведомстве. - В том числе необходимы учителя для проведения дополнительных занятий по русскому языку и психолого-педагогическому сопровождению ребят.
Обязательная языковая диагностика для детей мигрантов позволит заранее организовать для них дополнительные занятия. Кроме того, в помощь педагогам в этом году запущена программа психолого-педагогического сопровождения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных гражда
Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея N 239, Санкт-Петербург:
- Если люди зарегистрированы на соответствующей территории, школа обязана их принять. Кроме того, на школу возлагается странная функция - проверять законность пребывания на территории РФ, при этом возможностей такой проверки почти нет. Поэтому здесь, скорее, необходим комплексный подход - организация предварительного изучения русского языка, другие сроки обучения и т.п.
Константин Тхостов, директор лицея N 369, Санкт-Петербург:
- Какое бы количество детей-мигрантов, не владеющих русским языком, ни находилось в классе, это ущемляет право на образование для остальных. Есть опыт других стран, которые разрешают приезжать к себе только тем, кто будет работать. Их семьи остаются дома. У нас такая законодательная инициатива тоже есть - давайте ее примем наконец.
Нурзида Бенсгиер, руководитель Межнационального информационного центра, Екатеринбург:
- Конституция обязывает родителей, государственные органы дать всем детям одинаковый доступ к образованию независимо от гражданства. Была хорошая традиция проведения рейдов по местам проживания иммигрантов: выявляли детей, которые не ходили на занятия, и обязывали родителей записать в школу. То есть прежде у нас была обратная политика. Сейчас запрос такой: либо дети мигрантов одинакового уровня знаний с остальными, чтобы не тормозили учебный процесс, либо их как бы не должно и быть. Но изначально мы не запрещали иммигрантам въезжать в Россию с детьми. Как осуществить инициативу, не нарушая части прав детей иностранцев, мне не очень понятно.
Мне ближе идея подготовительных языковых курсов для иностранных детей, системно-государственного подхода в этом вопросе. Чтобы у нас действительно были организованы школы-курсы, чтобы эта задача не была головной болью только школ: сами должны найти кадровые и финансовые ресурсы. Проблема же гораздо шире. Если бы государство каким-то образом организовало дополнительное обучение детей мигрантов, это было бы самым лучшим решением. Ожидать, что диаспоры сами откроют такие школы, - это из области фантастики, им не вытянуть. Если нам мигранты нужны, мы рассматриваем их как наш демографический потенциал, то я думаю, целесообразнее их обучить: они уже приехали к нам! Нам не надо, как Шольцу, ездить по странам и искать людей.