19.09.2024 21:21
Культура

Чем удивляет новая "Бесприданница" в Малом театре

Текст:  Юрий Юдин
Российская газета - Федеральный выпуск: №212 (9454)
На сцене - нагромождение остроугольных пластин: то ли сложносочиненный пьедестал, то ли деревянные льдины и торосы. Одна из льдин даже дрейфует под цыганское пение. Уличные фонари покосились как при землетрясении. Хотя потрясения героям еще предстоят.
В новой постановке важную роль играют и символические декорации при натуральном антураже и исторических костюмах. / Предоставлено МалыМ театром
Читать на сайте RG.RU

Задник похож на линогравюру: то ли речные острова и протоки, то ли заснеженное поле с проталинами. В последних действиях он будет подсвечен синим или багряным и больше похож на волжский пейзаж. Но пока что рисунок - черно-белый, холодный, дуалистический. В общем, символические декорации при натуральном антураже и исторических костюмах (художник Максим Обрезков).

К "Бесприданнице" Малый театр обращался не то чтобы редко, но с большими перерывами. Премьера пьесы в 1878 году тут как раз и состоялась, но провал был оглушительным. В советское время пьесу здесь поставили всего однажды - в 1948-м. Нынешняя версия режиссера Александра Вельмакина - вполне в духе и стилистике Малого. Но при этом удивляет некоторыми трактовками.

В спектакле любовь все же побеждает деньги. Правда, это любовь христианская и почти загробная

В "Бесприданнице" есть мощный мифический мотив: женщина приносится в жертву реке. Со времен Стеньки Разина река эта - Волга ("Не видала ты подарка"). Правда, Бедная Лиза бросалась в пруд, Параша из "Медного всадника" гибла при наводнении, Афросиньюшка у Достоевского топилась в канале на глазах у Раскольникова. Отметим и русалочьи мотивы у Пушкина с Гоголем... Но Островский вместе с Лесковым вернул событие символического жертвоприношения на Волгу - самую символическую русскую реку ("Гроза", "Светит, да не греет", "Леди Макбет Мценского уезда").

Лариса Огудалова гибнет от пули, но действие начинается и кончается на волжской набережной, три героя - богатые судовладельцы, грехопадение героини случается на речном пикнике, да и желание утопиться она высказывает прямо.

Театр Сатиры открывает юбилейный сезон

"Бесприданница" - это драма "про деньги", как явствует из самого ее названия. Стихию денег Островский упорно исследует в большинстве своих пьес, но нигде так откровенно не звучит мотив "все на продажу". Толстосумы-пароходчики твердо верят в свое могущество: нет таких преград, каких не взяли бы большие капиталы. Огудалова-мать, по давнему определению русской критики, "торгует дочерьми". Лариса в финальном разговоре с женихом обещает "искать не любви, а золота". И только жених, бедный чиновник Карандышев (прекрасная роль Станислава Сошникова), хлопочет не о деньгах, а о достоинстве - причем обнаруживает в своем ничтожестве прямо-таки достоевские глубины.

В "Бесприданнице" звучит и другой вечный мотив Островского: театра в театре. Профессиональный комик Аркадий Счастливцев является сюда из "Леса" в обличье заезжего англичанина Робинзона. Но волжские дилетанты легко его переигрывают - каждый в своем амплуа.

Мокий Парменыч Кнуров (Александр Титоренко) - благородный отец. К Ларисе он и впрямь питает отчасти отеческие чувства: каждой бы лолите по такому гумберту. Герой этот слегка замороженный ("самостоянье человека - залог величия его"), в захолустном Бряхимове ему и поговорить не с кем. Но уж когда язык развяжется - вполне способен на резонные и благонамеренные речи.

Вася Вожеватов (Владимир Тяптушкин) - злодей-интриган. В пьесе это "человек очень молодой", в спектакле - скорее юный старичок, мелкий пакостник, злобный карлик из Гофмана или Свифта. А впрочем, он твердо знает свое место - как нынче говорят, берега не путает.

Сергей Сергеич Паратов (Дмитрий Кривошеев) - герой-любовник в сиянии провинциальной славы, легко проматывающий состояние и легко обретающий новое. В речах и выходках - лихой бретер и откровенный циник, но по манерам и пластике - чуть ли не чеховский интеллигент, болезненно реагирующий на любые проявления пошлости.

В Ларисе Огудаловой (Аксиния Пустыльникова) все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и обувь. И лирическое сопрано очень милое. По пьесе ей полагается петь "Не искушай меня без нужды", но постановщики выбрали другой романс: "Не уходи, побудь со мною", гораздо более откровенный.

Но прямой соблазнительности актрисе, при богатых внешних данных, все же недостает. Так что не вполне понятно, почему вокруг ее героини заворачивается такая собачья свадьба.

Александринский театр покажет в Баку спектакль "Женитьба"

В спектакле, о ужас, не все гладко по части сценической речи. Уже в амфитеатре небольшого зала на Большой Ордынке часть реплик не слышна, так что важные монологи и комические репризы не всегда достигают цели. У Робинзона (Алексей Коновалов) и вовсе каша во рту. Может статься, он так вошел в роль, что усвоил и английскую расслабленную дикцию. Но корифеи Малого театра прежних времен таких тонкостей точно не одобрили бы.

Мораль пьесы - что людьми торговать нехорошо и безнравственно - нашему времени, боюсь, несозвучна. Скажем, аккурат к премьере закрылось футбольное трансферное окно - в последние дни игроков подписывали прямо-таки лихорадочно... Жена тренера сборной уверяет: "Если у женщины цель пристроиться дорого, то футболисты - не лучший вариант"... Видный консервативный философ уважительно беседует о странностях любви с эскортницей - спасибо, что не с порнозвездой...

Но в спектакле любовь все же побеждает деньги.

Правда, это любовь христианская и почти загробная.

Лариса, умирая, говорит: "Вы все хорошие люди, я вас всех люблю". Вообще финал с переменой освещения - и натуральной, и символической - получился совершенно пронзительным.

Драматический театр Москва