19.09.2024 11:17
СФО

В Новосибирске рассказали о сильных сторонах парковой политики региона

Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №211 (9453)
Развитие промышленной инфраструктуры для стимулирования экономического роста и повышения конкурентоспособности региона стало ключевой темой проходящего в Новосибирске всероссийского форума территорий развития и инвестиций "ИнПарк".
ТЛЦ "Сибирский" уже стал ключевым на Транссибе грузовым хабом по обработке контейнерных поездов с полувагонами / Александр Кряжев/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Ежегодно его участники - представители власти, бизнеса, эксперты - обсуждают перспективы парковых проектов, промышленной инфраструктуры и транспортно-логистической сферы. Здесь родилось немало решений, в том числе законодательных, которые сегодня успешно реализуются.

Новые вызовы, связанные с переориентацией экспортных потоков российских грузов на Восток, требуют перестройки логистики. Для Новосибирской области это особенно актуально - регион расположен на пересечении транспортных коридоров, здесь развивают и открывают новые индустриальные площадки и складские комплексы, обеспечивающие грузоперевозки. Власти региона оказывают поддержку этим проектам.

- У нас есть достаточное количество инструментов для развития инфраструктуры промышленно-логистических парков. Новосибирск занимает одно из лидирующих мест среди регионов с сильной парковой политикой, поэтому нам есть, что рассказать и показать, - отметил на форуме министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников.

Прежде всего это крупнейший в Сибири Промышленно-логистический парк (ПЛП), занимающий более тысячи гектаров в непосредственной близости от Новосибирска и международного аэропорта Толмачево. Свои проекты здесь реализуют 37 компаний, которые уже вложили более семидесяти миллиардов рублей инвестиций. Планируется, что после ввода резидентами всех предприятий объем инвестиций превысит 110 миллиардов рублей, а общее число рабочих мест достигнет пятнадцати тысяч.

Министр Кхайн: Логистика, инфраструктура и туризм - драйверы связей России-АСЕАН

В августе этого года на площадке ПЛП запущена вторая очередь транспортно-логистического центра "Сибирский", который уже стал ключевым на Транссибе грузовым хабом по обработке контейнерных поездов с полувагонами. С вводом второй очереди мощность центра достигла 600 тысяч ДФЭ (условная единица учета парка контейнеров и объема контейнерных перевозок) в год, а после открытия третьей очереди вырастет до одного миллиона ДФЭ в год. По словам начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Грицая, в результате ввода "Сибирского" в эксплуатацию в 2024 году со станции "Чик" уже отправлено свыше 80 контейнерных поездов, перегружено более 250 поездов.

- Это новое слово в логистике: восемь дней - путь контейнера до Китая, - добавил Лев Решетников.

В 2025 году запланировано открытие особой экономической зоны "Новосибирск" площадью 406 гектаров, что позволит создать уникальные конкурентные преимущества для инвесторов. Как сообщил министр Лев Решетников, соответствующая заявка направлена минэкономразвития России и ожидается, что к концу этого года правительство России примет положительное решение. Уже ведется работа с потенциальными резидентами, которые получат налоговые, таможенные и административные льготы.

Согласно проекту, представленному в федеральном мин-экономразвития в апреле этого года, в ОЭЗ разместится до пятидесяти компаний - предприятия по производству электро-оборудования, строительных материалов, специализирующиеся на деревообработке и логистике. Совокупный объем их инвестиций оценивается в девяносто миллиардов рублей.

ПЛП - далеко не единственный перспективный промышленный парк в регионе. В числе успешно работающих - "Новосиб", одним из резидентов которого стал Новосибирский патронный завод. С 2016-го предоставляет свои площади индустриальный парк "Экран", открытый на территории одно-именного предприятия. Развивается бизнес-парк "Лидер", который предлагает резидентам подготовленные участки. Осенью 2023-го объявил о предстоящем расширении терминал "Евросиб - Новосибирск" на территории Станционного сельсовета, а об увеличении мощностей - расположенный рядом терминал компании FESCO.

Продолжает развиваться технопарк Академгородка: на площадке в поселке Ложок до 2025 года будут возведены производственные, офисные и лабораторные помещения, а на улице Инженерной в Советском районе Новосибирска ведется строительство центров коллективного пользования.

- В регионе открыто девять частных индустриальных парков. Крупнейшим по объему инвестиций - 120 миллиардов рублей - станет парк "Такот Толмачево", создаваемый для локализации китайских предприятий с различными видами производства, - сообщил Лев Решетников.

Дефицит кадров в логистике с начала года вырос наполовину

В свою очередь врио гендиректора Корпорации развития Новосибирской области Вячеслав Радионов отметил, что каждый год "ИнПарк" становится местом подписания новых соглашений. И нынешний форум - не исключение. Планируется заключить сразу семь соглашений с новыми резидентами ПЛП "Южный", которые планируют вложить в реализацию своих проектов почти один миллиард рублей. В числе инвесторов - компании, представляющие сферы пищевого производства, логистики и станкостроения.

В "Южном" уже строит комплекс по переработке масличных культур компания "Маслов". Его продукцию - рапсовое и льняное масло - планируется экспортировать в Китай.

На "ИнПарке" традиционно обсуждают различные формы господдержки, развитие международного партнерства, сотрудничество резидентов внутри парков и шефство более опытных.

Справка "РГ"

В этом году участие в форуме принимает около трехсот делегатов из сорока регионов России, а также из Республики Беларусь и других стран. Впервые на форум приехали представители Донецкой Народной Республики.

Поддержку форуму, организатором которого выступает правительство Новосибирской области, оказывает министерство промышленности и торговли РФ. Заместитель директора департамента региональной промышленной политики минпромторга РФ Дмитрий Королев отметил методическую программу "Лидеры развития инфраструктуры", которая реализуется министерством совместно с Ассоциацией кластеров и технопарков. Она направлена на формирование в регионах управленческих команд в сфере создания и развития промышленных технопарков и индустриальных парков.

- Как раз на "ИнПарке" проходит предзащита таких проектов. С каждым годом количество региональных команд растет: в прошлом году их было 30, в этом - 35. Половина из представленных в прошлом году проектов уже включена в реестр минпромторга, - сообщил Дмитрий Королев на пресс-конференции в ТАСС.

СФО