Корреспондент "РГ" увидел, как проходят занятия в одном из ПВР, действующих на базе автотехнического колледжа. В целях безопасности здесь введено дистанционное обучение, преподаватели ведут уроки математики, физики, литературы и иностранного языка не у доски, а на мониторе.
В ПВР размещены около сотни человек, из них 22 ребенка. В основном это дети из Суджанского района, есть ребята и из Глушковского. Трое - в возрасте до семи лет, 17 школьников и два студента. Дети вместе с родителями живут в общежитии колледжа. Достаточно перейти из жилого блока в учебный - и окажешься в классе. Так же просто вернуться домой после уроков. Младшеклассники и ребята постарше занимаются на разных этажах, чтобы не мешать друг другу.
"Все дети обеспечены ноутбуками и канцелярскими принадлежностями. Учебники - в электронном виде. Занятия проходят ежедневно, по расписанию тех школ, к которым прикреплены дети. Как правило, уроки начинаются в 8.30", - рассказывает руководитель ПВР Оксана Сурта.
Поначалу некоторые трудности были с интернетом. Из-за возросшего трафика возникали перебои, но теперь в ПВР появилась отдельная точка доступа для занятий. Впрочем, пришлось решать не только технические проблемы. Для ребят из начальной школы удаленка оказалась в новинку и некоторым сложно втянуться в дистанционный формат обучения. Поэтому на уроках порой присутствует мамы, которые помогают детям разобраться с компьютером и учебным материалом. А вот у старшеклассников и студентов опыт дистанта уже имеется.
"Во время коронавируса мы учились так же. Особой разницы нет. Жить и учиться здесь, в ПВР, в целом комфортно. Компьютеры, канцелярию и рюкзаки нам выдали. Наверняка, у кого-то условия похуже, чем у нас", - рассказывают во время перерыва (да, здесь есть свои "переменки", хотя школьные звонки не звенят) Елизавета, Анастасия и Игорь из Суджанского района.
Школьные занятия в ПВР для детей из Курской областиВидно, что из-за пережитого ребята повзрослели.
"Проснулись ночью, потому что сильно грохотало, - вспоминают они. - Было ощущение страха, постоянного беспокойства. Потом люди начали уезжать и уходить. Кто-то пешком, через поля, кто-то на машине, кого-то вывозили через сельсовет. Мы видели разбитые машины, видели самолеты, вертолеты, видели, как в фуру влетел дрон, мы как раз мимо ехали. Говорят, в районе нашего села сильные бои, может быть и наших домов уже не осталось, но мы не теряем надежду".
Пятиклассница Варя приехала из Суджи вместе с родственниками. Вместе с ней в ПВР разместились брат и шесть сестер. Младшие сестренки до сих пор боятся громких звуков, а сама Вая привыкла и к авиации, и к звукам сирен.
"Дистанционно учиться не очень сложно, хотя иногда бывает нелегко. А любимые предметы у меня - физкультура и рисование", - говорит Варя.
О том, как все начиналось, она тоже рассказывает так же спокойно, как и об учебе.
"Сначала были взрывы, родители аж подпрыгнули, потом кто-то позвонил папе, папа вбежал к нам, крикнул маме, что границу прорвали. Мы собрали вещи, выехали на четырех машинах - на нашей, дедушки, тети и дяди. Видели, как дрон подбил машину. Когда вернемся, будем все восстанавливать. Папа сказал, если электричества нет, купим генератор. Если надо, будем заправлять его здесь, в Курске. Еду поначалу можно готовить на костре, а без света трудно будет и придется рано ложиться. Но, наверное, прежде чем возвращаться, сначала уберут трупы", - совсем не по-детски рассуждает Варя.
Она признается, что переживает сейчас за черепашку и котят, которых пришлось оставить в Судже.
Спрашиваю, как удалось наладить контакт с детьми, которые пережили такой стресс и эмоциональную травму.
"Дети адаптируются быстрее чем взрослые, - объясняет Оксана Сурта. - Но, конечно, с ними с первого же дня работали психологи МЧС, специалисты из медучреждений и наши сотрудники".