24.09.2024 19:22
Экономика

Грозит ли снижение экспортного спроса российскому дизельному топливу

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №215 (9457)
На мировом рынке фиксируют снижение спроса на дизельное топливо (ДТ). Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что потребление ДТ и газойля по итогам этого года составит в среднем 28,3 млн баррелей в сутки (б/с), сократившись на 0,9% по сравнению с 2023 годом. При этом новые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) открылись в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, что еще больше увеличивает предложение ДТ на фоне падающего спроса.
Одной из причин топливного кризиса в России осенью прошлого года стал дефицит дизеля и рост цен на него в Европе. / Сергей Куксин / РГ
Читать на сайте RG.RU

Россия - один из крупнейших поставщиков ДТ на мировой рынок. Для отечественных нефтеперерабатывающих компаний - это основной экспортный продукт. До половины производимого в нашей стране ДТ отправлялось за границу. После закрытия для нас европейского рынка, ранее основного потребителя российского ДТ, поставки были перенаправлены в Индию, Турцию и другие страны. Причем, эксперты допускают, что значительные объемы нашего ДТ в результате все равно оказывались на европейском рынке. Если же спрос на ДТ действительно начнет падать по всему миру, то нам придется включиться в достаточно жесткую конкурентную борьбу с другими производителями. Которые часто будут иметь преимущество в логистике (за исключением наших поставок в Турцию) и не находятся под санкциями.

В МЭА утверждают, что падающий спрос уже сказался на рентабельности НПЗ, что вкупе с климатической повесткой стало причиной закрытия некоторых заводов в Европе. Причем экономику европейских НПЗ не спасает даже то, что, в отличие от ДТ, спрос на бензин и авиакеросин растет.

Около половины производимого в России дизельного топлива идет на экспорт

Но подавляющее большинство российских НПЗ принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), которые могут переложить затраты с одного сегмента деятельности на другой, более прибыльный. К примеру, с нефтепереработки на добычу. Кроме того, в кои-то веки, за отечественную нефтепереработку играет наша налоговая система, которая компенсирует часть издержек НПЗ за модернизацию, инвестиции в переработку и поставки топлива на внутренний рынок. Поэтому здесь общемировой тренд нас почти не касается, а вот борьба за рынки сбыта вполне возможна.

Почему запрет на экспорт бензина не остановил рост цен на АЗС

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, нужно очень аккуратно относиться к подобного рода прогнозам, поскольку они сделаны на основании весьма короткого промежутка времени. У ДТ есть преимущества - экономичность, но есть и стратегические сложности - его считают шумным, а главное, не экологичным. Но возьмем ситуацию прошлого года, когда в "зеленой" Европе возник серьезный дефицит ДТ летом и осенью, что привело к сильному росту цен на него. Что, кстати, стало одной из причин топливного кризиса у нас. Третьи страны закупали ДТ у нас, а свое отправляли в Европу.

Что касается ситуации в этом году, то сейчас наши компании чувствуют себя очень уверенно, говорит Симонов. Даже Bloomberg фиксирует в сентябре довольно приличный, на 10%, рост морских поставок дизеля и мазута из России. И пока никаких проблем со сбытом российского дизеля нет.

С другой стороны, эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что в среднесрочной перспективе часть рисков для экспортеров российского ДТ будет связана с газификацией наземного грузового транспорта в Китае. Продажи тяжелых грузовиков на сжиженном природном газе (СПГ) в КНР в период с января по май 2024 года увеличилась на 127% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года (до 92,6 тыс. единиц). Доля "тягачей" на СПГ в общих продажах тяжелых грузовых авто увеличилась за тот же период с 10,1% до 21,4% соответственно. Доля "тягачей" на СПГ в общем парке тяжелых грузовых авто в КНР увеличится с 7,5% в конце 2023 года до 10% в конце 2024 года.

Здесь, правда, есть нюанс, Китай не самый крупный покупатель нашего ДТ. Основные объемы он выпускает сам, что, впрочем, не отменяет увеличения предложения и снижения спроса в случае уменьшения потребления ДТ в Поднебесной. Кроме того, за исключением Турции, у основных потребителей нашего ДТ - Бразилии и Индии - появляются другие варианты импорта. В этом году начинают работать новые НПЗ, среди которых самые крупные: завод Dangote в Нигерии мощностью 650 тыс. б/с, Dos Bocas в Мексике с 340 тыс. б/с, Al Zour в Кувейте на 615 тыс. б/с и Duqm в Омане на 230 тыс. б/с. Только их общая мощность - 1,8 млн б/с, и если хотя бы треть производимого ими продукта будет ДТ, то это увеличит предложение на 600 тыс. б/с. Причем для поставок в Индию или Бразилию они имеют логистические преимущества.

Давление на нефтяной экспорт России хотят усилить

Также риски для спроса на ДТ несет ужесточении экологических ограничений, уточняет генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. С 2020 года предельное содержание серы в судовом топливе, используемом в международных морских перевозках, не может превышать 0,5%. А в прибрежных территориях стран ЕС и Северной Америки этот порог составляет лишь 0,1%. Это создает риски не только для производителей мазута, но и поставщиков ДТ, поскольку выпуск низкосернистого ДТ требует дополнительных издержек на переработку нефти.

Также всё более серьезную конкуренцию ДТ будет составлять газомоторное топливо (ГМТ). Сюда относится не только СПГ, но и метанол и сжиженные углеводородные газы (СУГ). К сегодняшнему дню в мире в целом насчитывается 383 судна на СПГ, при этом еще 534 находятся на стадии строительства. Для сегмента СУГ количество действующих и строящихся судов составляет 107 и 84 соответственно, а для сегмента метанола - 27 и 198.

Но здесь нет худа без добра. По мнению Терешкина, переход на ГМТ в морском транспорте создает новые возможности для российской газовой отрасли. Технологий мало- и среднетоннажного производства СПГ достаточно для производства судового топлива. В свою очередь, производство метанола является одной из альтернатив монетизации природного газа в условиях сокращения поставок в Европу, считает эксперт.

Бензин