Гасан Борисович, Гильдия за три десятилетия доказала свою состоятельность. Как она возникла?
Гасан Мирзоев: Наша корпорация - это первое в стране независимое адвокатское объединение. Она берет свое начало от Государственного юридического центра Мосгорисполкома, созданного в 1989 году и преобразованного в 1993 году в коллегию адвокатов "Московский юридический центр". Вслед за ней переход подобных региональных юридических центров в коллегии адвокатов стал массовым.
24 сентября 1994-го руководители 43 коллегий адвокатов России, представлявших почти половину субъектов РФ, создали общероссийское профессиональное объединение - Гильдию российских адвокатов. После согласований и регистрации она была признана всеми институтами власти. Можно сказать, что ГРА проложила созидательный путь для новой адвокатуры.
Какие задачи ставит перед собой ваша ассоциация?
Гасан Мирзоев: Гильдия обладает всеми возможностями, чтобы оказывать высококвалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям. Одним из главных направлений стала защита законных прав и интересов адвокатов и участие в государственной и законодательной поддержке института адвокатуры. ГРА оказывает адвокатам помощь в трудных ситуациях, в защите их от необоснованных притеснений. Для этого работает Комиссия по защите прав адвокатов.
Будучи депутатом Госдумы, вы внесли весомый вклад в принятие закона об адвокатуре. Что изменилось за прошедшие годы?
Гасан Мирзоев: Окрепла значимость юридической профессии, вырос престиж адвокатуры, усилилась роль права в обществе, наши адвокаты пользуются авторитетом в стране. Во многом благодаря Гильдии возросло доверие населения к институту адвокатуры, повысилась юридическая грамотность населения. Гильдия представлена во многих субъектах России. Сейчас в стране примерно 80 тысяч адвокатов, и больше половины из них входят в нашу ассоциацию. ГРА стала учредителем Российского университета адвокатуры и нотариата, курсов повышения квалификации, журналов "Российский адвокат" и "Адвокатские вести", ряда адвокатских наград, был открыт Центральный дом адвоката. Идет работа по укреплению гражданского общества и правового государства, развитию новых направлений адвокатской практики, взаимодействию с общественными и правозащитными организациями.
Говоря популярным ныне языком, ГРА - это своего рода защитная броня для адвокатов. А реальные бронежилеты адвокаты примеряют?
Гасан Мирзоев: Большое число профессиональных защитников с первых дней СВО ушли добровольцами на фронт. Есть у нас и свои герои. Адвокат из Сарова Владимир Тапилин геройски проявил себя в боях, стал командиром батальона, дослужился до звания подполковника и выполнял обязанности замкомандира полка. На его груди - почетные награды "За отвагу", "За воинскую доблесть". Под стать ему проявили себя на передовой адвокаты Владимир Коровников, Владимир Шепилов, Андрей Шутов и ряд других защитников по профессии и боевому строю.
Жизнь есть жизнь, возникают коллизии, когда участникам СВО нужна и юридическая помощь...
Гасан Мирзоев: Гильдия не остается в стороне. Мы с первых дней помогаем средствами, материалами, в том числе поставками квадрокоптеров, оказываем всестороннюю юридическую помощь бойцам и семьям участников СВО, если где-то не выплачивают пособия или возникают иные заминки. У нас это уже десятилетняя традиция, а началось все еще с воссоединения Крыма, там юридических проблем был непочатый край. Похвалюсь, недавно я получил из рук крымчан за помощь республике дорогую для меня награду.
Помимо Гильдии вы возглавляете также Международный совет российских соотечественников и Международную ассоциацию русскоязычных адвокатов. Как им работается в нынешних условиях?
Гасан Мирзоев: На территории "коллективного Запада" нашим адвокатам путь к правосудию фактически заказан. Но в МАРА входят адвокаты - граждане тех стран, где они проживают. Им тоже нелегко, их преследуют. Тем не менее они защищают россиян, волею судьбы оказавшихся в ежовых рукавицах западных служб. Не буду называть фамилии, но сегодня идет борьба за права и свободу многих людей, чьи имена на слуху.