Увы, но с 90-х годов автоподставщики на дорогах не вывелись даже после введения ОСАГО. Более того, они переквалифицировались. Теперь они "трясут", то есть требуют деньги уже не с автовладельцев (хотя и такое случается), а со страховых компаний. И суммы взыскиваемого ими исчисляются десятками миллионов рублей.
Чтобы прекратить эту практику, группа депутатов Госдумы разработала поправки в Уголовный кодекс, где автоподставщиков предлагает выделить в отдельный вид наказания. За умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства наказывать провокатора лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 300 тысяч рублей. А если такая автоподстава произведена группой лиц, то и до 7 лет.
Как пояснил "РГ" один из авторов законопроекта глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, в России снова наблюдается рост количества мошеннических действий на дорогах - в частности, автоподстав. Мошенники имитируют ДТП, а затем вымогают у жертвы "компенсацию за ущерб". Но даже в случае разоблачения автоподставщиков судят по обычной "мошеннической" статье, хотя их действия сопряжены с вымогательством, угрозами, умышленным нарушением ПДД и повреждением авто потерпевших.
- Считаем, что необходимо выделить автоподставы в самостоятельный вид преступления с наказанием в виде лишения свободы на срок до 4 лет, - отметил депутат.
Соответствующий законопроект направлен в правительство для получения заключения, без которого его просто нельзя внести на рассмотрение Госдумой.
Действительно, количество случаев автоподстав в России выросло. Но тут их надо разделять. Случаи, когда "нож к горлу, давай деньги", сократились до минимума. Автоподставщики рассчитывают длинную историю. В конечном итоге они вымогают у страховщиков миллионы рублей. Но как отличить одну историю от другой?
У автоюристов разные мнения на этот счет.
По мнению Льва Воропаева, при общей либерализации законодательства в отношении нарушения действующих законов, этот законопроект может и пройти. Ведь по первому разу не всем назначают максимальный срок. Могут назначить и условное наказание. А тут специальная норма - и срок без каких либо поблажек.
Как считает адвокат Сергей Радько, проект снижает наказание. Дело в том, что по статье "Мошенничество", по которой в основном возбуждаются такие дела, срок зависит от суммы ущерба. Больше миллиона - 10 лет. Ремонт машины у нас может стоить гораздо больше миллиона. А это значит, что законопроект предусматривает смягчение наказания для автоподставщиков.
Но все юристы сходятся в одном: как доказать, что водитель подставлялся под удар? Он двигался по правилам. В него въехал другой водитель. И кто решит, кто прав, а кто виноват? Эта дилемма не может быть разрешена законами. Правила дорожного движения не предусматривают 90% дорожных ситуаций. В них водители должны договариваться между собой.
Как сообщил "РГ" вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов, сегодня реально много совершается подставных ДТП с целью обогащения через страхование, либо вымогательства у виновного лица денежных средств. Однако следует отметить, что в Уголовном кодексе достаточно статей, позволяющих квалифицировать преступления, связанные с автоподставами. Например, если подставное ДТП совершено с целью получения возмещения со страховой компании, то данное действие будет квалифицироваться по ст. 159.5 УК РФ "Мошенничество в сфере страхования".
Другая история: транспортные средства не застрахованы, подставное ДТП совершается с целью вымогательства с виновного лица денежных средств, в этой ситуации действия автоподставщиков можно квалифицировать по ст.163 УК РФ "Вымогательство".