24.09.2024 13:36
Дагестан

Что тормозит развитие исламского финансирования в Дагестане

Текст:  Тимур Алиев (Дагестан)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №214 (9456)
Эксперимент по внедрению партнерского финансирования проводят в Дагестане, Татарстане, Башкортостане и Чеченской Республике. Начался он первого сентября 2023-го, а завершиться должен ровно через два года. И на середину сентября 2024-го в реестре участников эксперимента, который ведет Банк России, нет ни одной финансовой организации из Дагестана.
Принципы партнерского финанси- рования планируется включить в Стратегию развития российского финансового рынка до 2030 года. / Владимир Аносов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Для реализации эксперимента в республике разработали "дорожную карту", согласно которой в Дагестанском государственном университете открылся Научно-исследовательский центр исламской экономики и финансов (НИЦ ИЭФ). Что тормозит развитие партнерского финансирования в регионе? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем центра Низами Аскеровым.

Низами Садитдинович, как идет реализация эксперимента по развитию партнерского финансирования в регионе, можно ли уже говорить о его предварительных результатах?

Низами Аскеров: С начала реализации эксперимента прошел год, пока говорить о значимых результатах рано. Правительство республики совместно с научными, общественными и бизнес-структурами провело за это время большую работу. Активно в ней участвует Отделение Банка России - Национальный банк по Республике Дагестан и Агентство по предпринимательству и инвестициям.

В Дагестанском государственном университете открыли НИЦ ИЭФ, подготовлены обучающие программы для дисциплин по исламской экономике. Вуз заключил договоры с Фондом развития образования, спорта и социальных инициатив и Внешэкономбанком о сотрудничестве в вопросах повышения исламской финансовой грамотности.

Политолог Георгий Бовт: Деньги в банках - работают или нет?

Весной этого года мы провели научно-практическую конференцию с участием Центробанка, бизнес-сообщества, представителей религиозных организаций и специалистов из арабских стран. Обсуждали проблемы развития исламской экономики.

Почему введение партнерского финансирования важно для Дагестана? Дело в том, что в регионе имеет место такое явление, как полиюридизм - одновременное сосуществование нескольких правовых систем. Наряду с официальным российским правом часть населения в одних сферах жизни использует нормы шариата, а в других сохранили свое значение нормы традиционного права - адаты (совокупность обычаев и народной юридической практики в имущественных, семейных и других отношениях). Партнерское финансирование вводится как раз для легализации деятельности хозяйствующих субъектов, использующих в бизнесе нормы шариата.

В чем суть партнерского финансирования?

Низами Аскеров: Сейчас у нас традиционная банковская система, когда кредиты предоставляются под проценты на принципах срочности, платности и возвратности. В исламском банкинге, когда один субъект владеет финансовым, а другой, допустим, интеллектуальным ресурсом, они выступают как партнеры - вкладываются в проект и работают вместе, получают доход и на основе взаимного согласия делят прибыль в определенном соотношении. Исламская экономика строится не на принципах рационализма, которые характерны для европейской системы, выстраивавшейся несколько столетий и внедрявшейся во все сферы жизни, а на принципах справедливости.

Ранее в Дагестане пытались развивать исламский банкинг?

Низами Аскеров: Официально из-за отсутствия юридической базы этим никто не занимался. На самом деле ряд организаций между собой регулировали такую деятельность, не нарушая рамки Гражданского кодекса РФ. Задача эксперимента состоит в том числе и в легализации. Если обратиться к экономике Дагестана, то, по различным оценкам, более половины ее находится в сером секторе.

В реестре участников эксперимента нет ни одной организации из Дагестана. Основная причина, почему не хотят регистрироваться, - так удобнее работать: не надо легализовываться, платить налоги, вести финансовую и бухгалтерскую отчетность. Для Дагестана, к сожалению, характерно такое явление, как правовой нигилизм. Поэтому нужно проводить исламское просвещение. Тогда мы сможем выстроить гармоничные отношения между российским и исламским правом.

Насколько российское законодательство адаптировано к внедрению партнерского финансирования?

Низами Аскеров: На состоявшемся недавно форуме "Экономика Дагестана: потенциал и вектор развития" говорили о необходимости скоординированной работы министерства финансов, налоговой службы, других ведомств, чтобы адаптировать финансовое и налоговое право, бухгалтерскую отчетность под исламское финансирование. Но пока такой выстроенной системы нет.

ЦБ представил законопроект о комплексном урегулировании задолженности физлиц

В этом и цель эксперимента - скоординировать действия различных правительственных и бизнес-структур, сформировать единое правовое поле. Выступая на секции "Партнерское финансирование - инструмент развития финансового рынка регионов-участников", директор департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Екатерина Лозгачева отметила необходимость стандартизации всей банковской системы на территории страны. Это очень важный момент.

Чтобы разработать единые механизмы, и проводится эксперимент по партнерскому финансированию на территории четырех регионов. В случае успешного результата он может быть масштабирован на всю экономику России.

Вы изучали международный опыт в этом направлении? Есть идеи, что можно применить в нашей стране?

Низами Аскеров: Мы, естественно, будем учитывать международный опыт. По данным экспертов, размер международного исламского финансового рынка оценивается от одного до двух триллионов долларов. Во всем мире, причем не только в мусульманских странах, открываются финансовые учреждения, соответствующие экономическим принципам ислама.

Поэтому взаимодействие со странами исламского мира, обладающими значительными финансовыми ресурсами, является очень перспективным. Есть планы в рамках университета проводить курсы повышения квалификации. В качестве спикеров хотим привлекать экспертов из арабских стран, будут выступать специалисты Центробанка, представители других регионов, где проводится эксперимент по партнерскому финансированию.

Какие банковские халяльные продукты могут быть наиболее востребованы в России?

Низами Аскеров: Сказать, какие именно исламские банковские продукты могут стать наиболее востребованными в нашей стране, пока трудно. Основными являются мушарака - аналог совместного предприятия, мудараба - доверительное страхование, мурабаха - продажа товаров или услуг с торговой наценкой, сукук - выпуск облигаций. Какие-то будут развиваться активнее. Эксперимент начался совсем недавно, и статистики по этому вопросу пока, к сожалению, нет.

Насколько региональные банки в Дагестане готовы к внедрению партнерского финансирования?

Низами Аскеров: В республике собственная банковская система сошла на нет, в регионе работают только отделения федеральных банков. К примеру, на сайте Сбербанка есть раздел "Исламское финансирование", предлагаются продукты, соответствующие нормам шариата.

Полагаю, со временем банки увидят выгоду от исламского финансирования и станут создавать новые инструменты. Ведь оно помогает привлекать инвестиции, в том числе иностранные, в экономику. Это выгодно как бизнесу, так и банкам.

После завершения эксперимента по партнерскому финансированию возможно его распространить на другие регионы России?

Низами Аскеров: Пользоваться этими инструментами смогут не только мусульмане. Думаю, если эксперимент пройдет успешно, его масштабируют в других регионах страны. А если останутся какие-то недоработки, он может быть пролонгирован.

Дагестан