24.09.2024 17:47
Экономика

Рынок страхования грузов СЗФО взял курс на цифровизацию

Текст:  Денис Гонтарь (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №214 (9456)
По последним данным Банка России, объем страхования грузов во втором квартале 2024-го вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Связано это с удлинением логистических цепочек, а также с удорожанием самих грузов на фоне растущей в стране инфляции. Регионы СЗФО не стали исключением из общего правила и подхватили тренд. Однако эксперты убеждены, что существующая система страхования грузоперевозок нуждается в существенной доработке. Помочь в этом могут собственные IT-продукты, нейросети и роботы.
Читать на сайте RG.RU

Северо-Запад всегда был логистически сложным регионом. Из-за близости к Евросоюзу многие грузоперевозчики ориентировались преимущественно на зарубежные рынки. Однако за прошедшие два года в системе страхование грузов изменилось практически все на фоне разрыва прошлых экономических связей.

Аналитики выделяют сегодня два основных глобальных тренда на этом рынке услуг. Во-первых, значительно выросло число страховых случаев. Логисты и страховщики практически в один голос заявляют, что причиной послужили переориентация грузопотоков с европейских регионов на Азию и уход из нашей страны крупных международных транспортных компаний.

- Если мы посмотрим на прошлые логистические маршруты, то большинство из них прокладывались по странам Европы и хорошим магистралям. Довольно много внимания уделяли сохранности самих грузов, их креплению. Сегодня ситуация изменилась, и страховой рынок на нее отреагировал, - прокомментировал член совета директоров "Страховой Дом ВСК" Роман Фролов.

Самый яркий пример в СЗФО - Калининградская область, которая фактически "отрезана" от основной части России. Ущерб местных логистов после всех санкций и ограничений уже перешагнул отметку в девять миллиардов рублей, и эта сумма продолжает расти. Естественно, местные компании ищут новые варианты доставки грузов и полагаются теперь на паромы и сухогрузы.

Субсидии на морские перевозки сдержат цены на товары для российского эксклава

Этот факт подтверждает динамика Калининградского морского порта, который за 2024 год принял и отправил свыше 814 тысяч тонн товаров в контейнерах. Это в 2,5 раза превысило прошлогодние показатели.

Однако изменившаяся логистика стала причиной второго глобального тренда - появились совершенно новые риски, о которых раньше бизнес даже не думал. Это нарушение сроков поставки, рост и неуплата дебиторской задолженности, невыкуп и возврат непроданных товаров, мошенничество и другие "подводные камни". Чтобы обеспечить стабильность и бесперебойность поставок предпринимателям понадобились дополнительные страховые инструменты.

На помощь пришла цифровизация российской экономики, которая позволила создать новые продукты по управлению логистическими рисками. Так, калининградские айтишники из компании "Инносети" разработали платформу сопровождения страхования грузоперевозок Zunami, которую сегодня активно масштабируют на Россию. Такие IT-решения, по мнению аналитиков, заметно упрощают контроль рисков и делают саму процедуру более доступной как для владельцев грузов, так и для перевозчиков.

- Наши данные указывают на продолжающуюся цифровую трансформацию страхования логистики Северо-Западного федерального округа с сохранением ведущей роли Санкт-Петербурга. В связи с тем, что санкционное давление на российские компании не ослабевает, потребности бизнеса в регионе сейчас чрезвычайно разнонаправленные, - рассказал "РГ" генеральный директор платформы Артем Ефимов. - Поэтому страховые компании стремятся максимально оцифровывать процессы взаимодействия с клиентами, ведь IT-технологии существенно упрощают использование профессиональных инструментов страховой защиты для всех игроков логистического рынка.

Эксперт добавил, что сборы страховой премии в СЗФО за первый квартал текущего года, по данным компании, составили более пяти миллиардов рублей. Львиная доля - около 98 процентов - пришлась на Северную столицу, которая является одним из крупнейших транспортных и промышленных центров нашей страны. В тройку лидеров по сбору страховой премии также вошли Калининградская и Мурманская области как наиболее логистически активные регионы Северо-Запада. Высокотехнологичные инструменты как раз стали одной из причин роста объемов отраслевого рынка.

Сегодня "цифра" в целом помогает купировать риски, или, как выражаются страховщики, "совершенствовать механизм урегулирования убытков". Все больше компаний подключают к своим сервисам нейросети, которые в автоматическом режиме проверяют данные о грузах на складе, а затем - в пункте выдачи, что позволяет оперативно выявлять неточности. Кроме того, страховые роботы могут самостоятельно запросить реквизиты или, например, отозвать претензию по сроку давности. Это экономит деньги и время страховым компаниям.

Однако эксперты убеждены, что сервисы нужно дорабатывать. Сегодня бизнес хочет застраховать себя от возврата товаров, срыва транзитных сроков, порчи груза на складах маркетплейсов. Для этого нужны отдельные продукты, а не привычная строка в классическом страховом полисе. Эти задачи предприниматели, страховщики и айтишники будут решать вместе.

Кстати

Количество выплат по договорам страхования по итогам второго квартала 2024-го возросло на четверть. В топе - страхование жизни и ОСАГО.?Если говорить об имуществе граждан, то страховки оформляли преимущественно на случай стихийных бедствий. Триггером, по мнению экспертов, послужили весенние наводнения в 39 регионах нашей страны.

СЗФО Страхование