25.09.2024 13:23
Общество

Эксперты "РГ" прокомментировали проект перечня экзаменов для вузов

Текст:  Мария Агранович
В вузах, школах и семьях продолжают изучать проект перечня вступительных экзаменов в вузы, который в открытом доступе разместило министерство науки и высшего образования.
/ Кирилл Зыков/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Напомним главное. Первым и неизменным экзаменом на все направления остается русский язык. Хотя ранее очень громко обсуждалась инициатива заменить его на формат "зачет-незачет" для технических направлений подготовки.

Далее - профильный предмет из списка обязательных, при этом вуз выбирает этот предмет из рекомендованных перечнем, указанным в документе. И плюс еще один или два профильных предмета из оставшихся в списке (вуз может сделать этот выбор сам или предоставить его абитуриенту).

Будущих экономистов и менеджеров могут оставить без ЕГЭ по иностранному языку

В документе стоит дата вступления в силу - 1 марта 2025 года. И тут начинается самое любопытное. Кажется, что раз перечень вступает в силу в марте, то уже летом 2025 года выпускники будут поступать в вузы, ориентируясь на этот новый список. Но есть нормативное требование: вузы публикуют правила приема и список экзаменов для каждого направления подготовки не позднее 20 января года поступления. То есть 20 января 2025 года все правила приемной кампании на 2025/2026 учебный год должны быть представлены абитуриентам. А значит в них еще не будет тех изменений, которые предусматривает так горячо обсуждаемый перечень экзаменов. Ведь он вступит в силу в случае утверждения только в марте 2025-го. То есть все те новинки, которые предлагаются, заработают в прием на 2026/2027 года.

Собственно, именно об этом напоминает ведомство в сообщении в официальных соцсетях: "Ученики выпускных классов должны определиться с дисциплинами, по которым будут сдавать ЕГЭ, до 1 февраля 2025 года. В свою очередь, университетам необходимо опубликовать перечень вступительных испытаний не позднее 20 января 2025 года".

Но тем не менее, к перечню есть вопросы. "РГ" узнала у экспертов, что они думают.

Денис Кузьмин, директор физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ:

- Одна из главных дискуссий об образовании сейчас посвящена появлению нового перечня экзаменов для поступления в вузы. В проекте учтены и новые уровни высшего образования, и изменения в Едином госэкзамене, и обновленные подходы к льготам для олимпиадников. Хочу обратить внимание на то, что во всех случаях у Министерства науки и высшего образования достаточно осторожная позиция. Они плотно работают с ведущими вузами, школами и другими вовлеченным организациями. Подчеркну: то, что сейчас опубликовано в открытом доступе, - проект, который еще будет обсуждаться. И, скорее всего, вряд ли в итоге будут приняты какие-то радикальные решения. Не уверен, что массовой станет практика расширения числа ЕГЭ до четырех предметов. На мой взгляд, трех более чем достаточно. Скорее всего, будет реализован наиболее консервативный сценарий: в 99% случаев останутся те самые три предмета ЕГЭ, к которым все привыкли, то есть русский язык и две дисциплины по профилю вуза и факультета.

Но, конечно, принимать во внимание надо широкий перечень. Например, в этом году к нам на биологическое направление поступил медалист олимпиады по физике, поступали и ребята с ЕГЭ по информатике. Но в нынешнем проекте экзамены внутри направлений ограничены. Это для нас достаточно чувствительный момент. Раньше для наших направлений по биологической и медицинской физике вторым обязательным экзаменом после русского языка традиционно была математика, а третьим мы могли брать или физику, или химию, или биологию. Теперь на прикладную математику и физику - один выбор, на биотехнологии - другой. Все идет к тому, что широкого выбора предметов уже не будет.

Мединский: С новыми учебниками школьники стали лучше сдавать ЕГЭ по истории

Джомарт Алиев, первый проректор РГСУ:

- Видим в данном решении весьма существенные преимущества и оцениваем его как очень важный шаг в модернизации системы образования, который позволит вузам глубже познакомиться с будущими студентами и организовать более точный и правильный выбор профессии.

Дело в том что выбор вуза для получения будущей специальности выпускниками школ часто определяется либо эмоциональной составляющей, либо настойчивым желанием родителей определить будущее своего ребенка. И нередко подобный выбор оказывается ошибочным.

Новые подходы к приемке, с одной стороны, помогут абитуриенту сделать выбор профессии более осмысленным, а вузу, с другой стороны, - получить более конкретную обратную связь относительно того, насколько этот выбор верен. Говоря о рисках нововведения, стоит отметить сроки его реализации. Внедрение этих новых решений, с высокой долей вероятности, будет идти интенсивно, ускоренными темпами. И это может привести к определенным "ошибкам роста" в системе приема экзаменов.

Эксперты "РГ" обсуждают идею сократить высшее образование

Ольга Ребковец, и. о. ректора Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга:

- Основной, конечно, вопрос и беспокойство, которое вызывает предложенный перечень, - срок его вступления его в силу. Очень многие абитуриенты начинают готовиться к выпускным экзаменам не в начале последнего учебного года, а сильно заранее, с 9 класса. Слышу много мнений из академического сообщества и согласна, что серьезные изменения - а в перечне есть такие - должны вступать в силу как минимум через два года после их опубликования. Чтобы и у школьников, и у их родителей, и у вузов была реальная возможность переориентироваться. Мы, как региональный вуз, например, по ряду направлений набора очень привязаны к тому, какие экзамены в регионе выбирают ребята. Наша аудитория - это в первую очередь школьники камчатского края. И если биологию в принципе не очень много сдают, то нам предстоит достаточно большая работа для того, чтобы мотивировать ребят на более активную сдачу этого экзамена. Это значит не просто поменять перечень ЕГЭ для вуза, это значит еще и провести огромную профориентационную работу и переориентировать школьников на другие экзамены.

Образование