26.09.2024 17:23
Кинократия

Голливуд против мирового кинематографа: битва за зрителя или культурный обмен?

Текст:  Ирада Ордухани
Закат империи грёз? Мои вечера - это про уют, вкусный ужин и интересный фильм. Готовясь к очередному блокбастеру с голливудскими до боли знакомыми лицами, я наблюдаю в последнее время совершенно чужие черты лица. Еще несколько лет назад такая картина показалась бы странной, но сегодня это реальность мирового кинопроката. Голливуд, десятилетиями державший верховенство в киноиндустрии, столкнулся с серьезными конкурентами. Южнокорейские фильмы завоевывают престижные награды, индийское кино расширяет международную аудиторию, кинорынок становится крупнейшим в мире. Что это - ожесточенная битва за зрителя или новая эра культурного обмена?
Читать на сайте RG.RU

Южнокорейская киноиндустрия ворвалась на все платформы, сметая все на своем пути. Оскароносный "Паразит" режиссера Пон Джун Хо стал первым неанглоязычным фильмом, получившим главную награду Американской киноакадемии. Я бы назвала это не просто победой отдельного фильма - это триумф целой киноиндустрии. За успехом корейского кино определенно стоят государственная поддержка и инвестиции, уникальное сочетание восточной философии.

Индийский кинематограф долгое время воспринимался как нечто забавное, с бесконечными песнями и танцами. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась. Болливуд не просто расширяет международную аудиторию - он меняет представление о том, каким может быть кино. Пожалуй, ключевыми фактором является внутренний рынок, позволяющий экспериментировать.

Вышел трейлер "Грешников" режиссера "Черной пантеры" с Майклом Б. Джорданом

Китайский кинорынок уже стал крупнейшим в мире, обогнав США по кассовым сборам. Фильмы Поднебесной все чаще попадают в программы международных фестивалей, а китайские актеры становятся звездами мирового масштаба.

Голливуд, столкнувшись с растущей конкуренцией, оказался на распутье. С одной стороны, мы видим попытки адаптироваться к новым реалиям, такие как совместные производства, привлечение международных талантов, освоение новых рынков. С другой - наблюдается тенденция к "безопасному" кино, а именно бесконечные сиквелы, ремейки и экранизации комиксов. Дилеммы современного Голливуда - быть или не быть? Рискнуть с оригинальной идеей или пойти проверенным путем? Сохранить "американскость" или стать более интернациональным? Конкурировать с новыми игроками или искать пути сотрудничества?

Вышел первый тизер "Небриллиантовой руки", где сыграл Роман Мадянов

Голливуд всегда славился своими технологическими инновациями. Однако сегодня преимущество в этой области уже не так очевидно. Стриминговые платформы меняют сам способ потребления контента.

Парадоксально, но чем более глобальным становится кинорынок, тем больше ценится локальный контент. Зрители по всему страны активно развивают свои технологии кинопроизводства миру устали от однотипных блокбастеров и жаждут аутентичных историй. Это создает уникальную ситуацию, когда фильм может стать международным хитом именно благодаря своей национальной специфике. Современные режиссеры, сценаристы и продюсеры выросли в глобализированном мире. Для них нет ничего необычного в том, чтобы снимать фильм в одной стране, монтировать в другой, а премьеру устраивать в третьей. Эта новая реальность размывает понятие "национального" кинематографа.

Новая эра Николаса Кейджа: эффектное возвращение из карьерного застоя

Так что же мы наблюдаем - ожесточенную битву за зрителя или культурный обмен? Ответ определенно где-то посередине. Да, конкуренция на мировом кинорынке обострилась как никогда. Но именно эта конкуренция стимулирует творческий обмен, заставляет искать новые формы и идеи. Разнообразие голосов и подходов обогащает мировой кинематограф, делает его более интересным и релевантным для зрителей по всему миру. Возможно, через несколько лет мы будем с ностальгией вспоминать времена, когда можно было четко разделить кино на "голливудское" и "все остальное". Но разве не захватывающе наблюдать за рождением новой эры - эры по-настоящему глобального кинематографа, где каждый голос имеет шанс быть услышанным? Победителем в этой "битве" становится всегда зритель.

Кадры из фильма "Паразиты"
В фокусе