Жизнь людей, которые нуждаются в дорогостоящей медицинской помощи, не должна зависеть от финансовых возможностей региона, в котором они проживают, постановил КС РФ. Федеральные органы власти теперь должны "в возможно более короткий срок" разработать резервный механизм лекарственного обеспечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями, для случаев, когда субъект РФ с ним не справляется.
К числу редких (орфанных) в России относятся 273 заболевания, в числе которых муковисцидоз, рассеянный склероз, гемофилия. Препараты для их лечения, а точнее поддержания жизнедеятельности организма и снятия угрозы жизни, стоят десятки, а то и сотни миллионов в год. Иногда на одной чаше весов может лежать жизнь одного пациента, а на другой - лекарственное обеспечение, скажем, всех больных диабетом второго типа в регионе. И проблема существует очень давно. Так, в 2011 году в Петербурге прошел громкий судебный процесс, когда чиновники городского комитета по здравоохранению отказались покупать лекарство для Юры Веселова, страдающего болезнью Хантера, как раз по причине дороговизны. Годовой курс препарата стоил более 30 миллионов рублей в ценах того времени.
С запросом о том, соответствуют ли Конституции РФ положения ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", которые относят лечение редких заболеваний к компетенции субъектов РФ, в высшую юридическую инстанцию страны обратился Государственный Совет Республики Татарстан. В запросе, в частности, указано, что лечение пациентов с орфанными заболеваниями старше 19 лет полностью возложено на субъекты РФ, в то время как несовершеннолетние обеспечиваются препаратами за счет федерального бюджета и благотворительного фонда "Круг добра".
По мнению заявителей, современные реалии требуют пересмотра действующего механизма финансирования лечения и лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими заболеваниями. Судьи КС РФ с этим согласились. И хотя положения ФЗ об основах охраны здоровья, которые относят эти вопросы к полномочиям субъектов РФ, признаны не противоречащими Конституции РФ, но вот отсутствие "плана Б" в этом законе, если соответствующая обязанность не может быть надлежаще исполнена, признано конституционным пробелом.
- Обстоятельства финансового или организационного характера, негативно влияющие на закупку лекарственных препаратов, предназначенных для лиц, страдающих заболеваниями из Перечня по постановлению № 403, не могут служить оправданием для отказа или задержки предоставления лекарственной терапии с той периодичностью, в какой она нужна, а при нарушении этой периодичности - незамедлительно, - указал КС РФ.
Конституционный пробел ставит в условия потенциальной опасности жизнь и здоровье граждан, не согласуется с принципами справедливости, а равно с конституционным предписанием об охране государством достоинства личности, что не соответствует целому ряду статей Конституции, постановил суд. Устранить его необходимо как можно быстрее, но ввести временный (до внесения изменений) порядок лекарственного обеспечения орфанных больных не представляется возможным в силу сложности предмета регулирования, полагает суд.