В прошлом году российская армия получила около 140 тыс. дронов, президент поставил задачу уже в этом году выйти на уровень производства в 1,4 млн. В том числе планируется создавать отечественные БПЛА-системы многоцелевого применения. Гражданские сферы не забыты. Имеется отдельный проект по дронам ("Беспилотные авиационные системы", БАС), предусматривающий к 2030 году ежегодное производство более 30 тысяч только гражданских дронов.
Увы, рывок в использовании БПЛА как в военной сфере, так и в гражданской мы "проспали". В том числе полагаясь на импорт и недооценив возможности их использования. Надо наверстывать. Хочется надеется, что распоряжение президента придаст импульс. А то в середине года чиновники, ответственные за исполнение государственного гражданского заказа по проекту БАС, жаловались, что из запланированных на текущий год к производству 2,5 тыс. дронов было авансировано лишь 72 штуки, так что объем гражданского госзаказа будет исполнен в лучшем случае наполовину. Между тем, упомянутым нацпроектом предусмотрено увеличение доли отечественных БПЛА на российском рынке до 70% к 2030 году (против 41,5% в 2024 году), что в принципе соответствует цели достижения технологического суверенитета в этой области (для этого не нужно 100% рынка). Текущий объем финансирования нацпроекта БАС на 2024-2030 годы был запланирован в объеме 714 млрд рублей. Включая 560 млрд руб. из федерального бюджета, 41 млрд - из региональных бюджетов и 113 млрд из внебюджетных источников. Эти объемы надо бы увеличивать.
Широкое внедрение дронов в разные сферы экономики, начавшееся по всему миру не более 10 лет назад, способно совершить технологический переворот, эффективно перераспределяя инвестиции и затраты в соответствующих отраслях. Начать хотя бы с часто в быту встречающимся сервисом - доставкой. В ней заняты сотни тысяч человек (не самое, скажем прямо, производительное занятие для ХХI века), зарплаты которых взлетели до небес, конкурируя с учителями и врачами. Почти всех этих людей могут заменить дроны. В мире, несмотря на не только технологические, но и регуляторные проблемы в разных странах, только с 2021 по 2022 год (это одно из "полезных" последствий пандемии и самоизоляции) общее число посылок, доставленных дронами, выросло более чем на 80%, составив около 875 тыс. У нас пока толком не приступили к решению проблем нормативного регулирования использования БПЛА. Текущая ситуация, увы, требует не столько либерализации, сколько жесткого ограничения использования дронов частными лицами и компаниями. Во многих регионах по соображениям безопасности их использование ограничено. Однако ведь и у уполномоченных структур и специализированных организаций уходит 120 часов на получение доступа к использованию воздушного пространства. Нацпроектом БАС поставлена задача сократить это время до двух часов к 2030 году. Но, к примеру, в США уже сегодня любой оператор дрона (аппараты тяжелее 250 граммов должны быть зарегистрированы) может подать заявку на получение разрешения на полет даже в контролируемом воздушном пространстве, получая разрешение или отказ в течение нескольких минут.
Есть множество "серьезных" и очевидных сфер применения БПЛА. В сельском хозяйстве для обработки и контроля состояния полей они могут полностью заменить малую авиацию. Они могут контролировать - в том числе в труднодоступных местах - состояние ЛЭП и трубопроводов, высотных зданий, любых инфраструктурных объектов. Дроны используются для мониторинга состояния оборудования нефтегазовой инфраструктуры. Налоговики уже имеют опыт контроля за налогооблагаемой недвижимостью на предмет соответствия с уплачиваемыми налогами. Очевидна польза дронов для картографии, геологоразведки, вообще проектирования застройки и т.д. Дроны в том числе в нашей стране используют спасатели. Пока у нас нет практики массового использования дронов в "несерьезных" сферах типа рекламы или индустрии развлечений - как, например, "цветовые шоу", практикуемые в Китае. На днях Китай устроил рекордное шоу дронов с участием 7598 БПЛА, управляемых с одного планшета. А ведь это, между прочим, та самая "тактика роевых дронов", которой предрекают огромную эффективность в военных действиях уже в самое ближайшее время. Против роя дронов, управляемых искусственным интеллектом, бессильны все современные (традиционные) средства ПВО.
Разумеется, для обращения с растущим числом дронов - как в армии, так и "на гражданке" - нужны даже не тысячи, а сотни тысяч специалистов. Их подготовка массово разворачивается по стране. К 2030 году, согласно нацпроекту, понадобится миллион таких операторов. На самом деле, через семь лет может потребоваться намного больше. Скажем, в США уже сейчас при общем числе зарегистрированных примерно 400 тысяч коммерческих дронов и еще примерно 390 тысяч любительских сертификат на управление БПЛА (обучение онлайн длится не более двух месяцев) имеют более 400 тысяч пилотов. А "упрощенных" сертификатов (они выдаются Управлением гражданской авиации после прохождения бесплатного онлайн курса) для любительских (некоммерческих) полетов выдано более 850 тысяч.
По прогнозам, мировой рынок использования БПЛА превысит 54 млрд долларов к 2030 году. Тот, кто отстанет в этой сфере, рискует не только оказаться сильно уязвимым в случае военного конфликта, но и неконкурентоспособным во многих гражданских отраслях экономики.