- Андрей Геннадьевич, есть ли факторы, которые препятствуют развитию рынка охранных услуг в Прикамье?
Андрей Козеев: К сожалению, есть. Один из основных - систематическое невыполнение бюджетными учреждениями Прикамья приказа Росгвардии № 45 от 15 февраля 2021 года, который регулирует стоимость охранных услуг. Работать сложно - стоимость одного часа предоставления услуг охраны опустилась к уровню минимального прожиточного минимума (МРОТ), а часто еще ниже. Погоня за экономией превращает услугу охраны в фикцию, видимость.
Эта проблема прослеживается не во всех российских регионах. Цены на услуги охранных предприятий, например, в Кургане значительно выше, чем в Пермском крае. Из-за демпинга происходит деградация услуг охраны, специалисты уходят в другие отрасли, риски возникновения происшествий растут.
- Как вы оцениваете уровень общественной безопасности в Прикамье?
АК: По результатам опроса, проведенного "Росгосстрахом" в 2024 году, 64 процента россиян заявили, что не чувствуют себя в безопасности, даже находясь в своем районе. И обозначили основные проблемы.
70 процентов опрошенных с детьми не могут спокойно отпускать ребенка на одиночную прогулку, 44 процента стараются не позволять ему гулять допоздна, а 22 процента вообще запрещают детям выходить из дома без присмотра. Несмотря на редкие криминальные случаи, 36 процентов респондентов ощущают себя спокойно в родном районе - их успокаивает видеонаблюдение. Цифры говорят сами за себя.
- Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
АК: По результатам исследования ВШЭ, уровень общественной безопасности территорий (город, округ, страна) прямо влияет на качество социальной сферы, долголетие, инвестиционные риски и опосредованно через названные факторы - на качество жизни и индекс человеческого развития.
При условии успешного функционирования программы "Безопасный город", в которой важную роль могут сыграть частные охранные организации, уровень уличной преступности, как выяснили ученые, снижается минимум вдвое. Это в свою очередь влечет за собой увеличение продолжительности жизни на 1,5 года, значительное снижение инвестиционных рисков (на 17 пунктов в рейтинге РФ), повышение стоимости недвижимости (на девять процентов), улучшение индекса человеческого развития (на 15 пунктов).
Кроме того, прогнозируется двукратное снижение материальных потерь граждан, общества, предприятий и учреждений от противоправных действий преступников.
- Есть ли у этих теоретических выкладок практическое подтверждение?
АК: Разумеется. В качестве примера: видеокамера в подъезде девятиэтажного дома на 40 квартир, подключенная к центру наблюдения, стоит 40 тысяч рублей. Стоимость квадратного метра жилья - 200 тысяч рублей. Благодаря повышению уровня безопасности стоимость жилья возрастает минимум на 18 тысяч за квадрат. Экономический эффект - 1800 процентов.
По результатам 2023 года наш регион занимает лишь 61 ю строчку всероссийского рейтинга преступности. Пермский край, видимо, свыкся с ролью аутсайдера, и это значит, что у Перми есть большой скрытый ресурс для быстрого наращивания инвестиционной привлекательности региона, повышения качества жизни горожан, улучшения миграционных и, самое важное, демографических процессов.
Таким образом, вложение денежных средств в безопасность имеет большой экономический смысл.