Именно они по традиции дают старт дрейфующей станции. Как говорится, "ударили в бубны" - отправили со льдины первую метеосводку. А к моменту написания этих строк - сообщения поставили на поток. "В них - стандартные метеопараметры. Данные по температуре, влажности, давлению, ветру, волнению на море, облачности, осадкам, температуре воды, - пояснил ведущий специалист группы атмосферных исследований Александр Варакин. - Сводки через Арктический и антарктический НИИ поступают в единую мировую метеорологическую сеть". На льдине планируют и дополнительные наблюдения. В том числе за водяным паром - в диапазоне высот до двух км. Появятся и данные - куда, с какой скоростью дрейфует льдина. Кстати, температура воды за бортом сейчас - минус два градуса. Она не замерзает, потому что соленая.
Первое время метеостанция будет работать от переносного генератора, затем электричество начнут подавать по кабелям с борта ледовой самодвижущейся платформы (ЛСП) "Северный полюс". На ней полярники прибыли к месту начала дрейфа. Накануне судно пришвартовалось к льдине и начало в нее "вмерзать", став частью дрейфующей станции СП-42. Здесь уютные каюты и современные лаборатории.
Можно сказать, что эпоха классических СП ушла в прошлое. На смену пришла ЛСП "Северный полюс", которая предоставила исследователям Центральной Арктики значительно больший спектр возможностей - в плане научных исследований, безопасности и быту. СП-41 и СП-42, а за ними в будущем СП-43, СП-44, СП-45 и далее - станции нового типа. А поскольку расчетный срок службы ЛСП "Северный полюс" - 30-40 лет, то программа эта - надолго.
Как отметил начальник СП-42 Александр Ипатов, станция продолжит работу, начатую СП-41. Новый формат позволил значительно увеличить спектр регулярных исследований - от океанского дна до воздушной стихии. Например, геологические изучения с дрейфующих льдин могли выполняться в очень скромных объемах, поэтому и данных было мало. Сейчас тяжелое оборудование, находящееся на борту судна, позволяет брать пробы, причем большого размера, со дна океана на любой глубине.
А льдина, рассказал Ипатов, это не та, которую выбрали изначально. Пришлось подбирать другую из льдин-кандидаток. Причина - погодные условия. До первоначальной добраться крайне сложно. "Эта льдина тоже подходящая, - сообщил он. - Ближайшая к судну ее часть имеет толщину в среднем около одного метра, что нам достаточно. Трактор выдержит". Открытие станции - самый большой праздник для полярников. К ним присоединились и те, кто прибыл на судне, которое помогало "Северному полюсу" пройти по льдам (оно сейчас возвращается в Мурманск). По сложившейся на СП-41 традиции встречать праздники выпечкой, изготовленной на камбузе, торжественный обед завершился шестью тортиками, испеченными шеф-поваром Анжелой Царевой. Легкая изысканная вкуснота с вишней.
А на следующей день - началась работа. Трудная, захватывающая и очень любимая. Начальник СП-41 Кирилл Фильчук, покидая льдину, пожелал экспедиции "счастливого дрейфа и отсутствия аварий". И признался, что завидует тем, кто остается: "Работа полярника - самая лучшая в мире".
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.