Когда вам было труднее: в первый год, когда приходилось создавать Московский джазовый оркестр и доказывать всем его состоятельность? Или теперь, в 25-й, когда в очередной раз надо всех чем-то удивлять?
Игорь Бутман: Конечно, надо все время удивлять, ведь появились новые хорошие оркестры: в Новосибирске, Твери, Ярославле, Сергиевом Посаде... Они отлично звучат, а нам, хоть мы уже и многого добились, снова приходится доказывать, что мы остаемся лидерами. У нас есть для этого все: поддержка государства, города, молодые музыканты, которым мы теперь можем помогать выступать на самом высоком уровне. А про годы? Каждый год - новый вызов.
Вы создали фестиваль "Будущее джаза". Что там больше волнует юных музыкантов и о чем они чаще спрашивают: о жизни, гонорарах или том, как добиться славы?
Игорь Бутман: Чаще всего ребят интересует, как сделать так, чтобы их мысли и идеи были услышаны. Я им говорю: если ты хочешь быть знаменитым, должен к этому стремиться и делать то, что совершали успешные люди до тебя. Саксофонист Джон Колтрейн занимался по пять-семь часов. Майлз Дэвис изучал музыку Стравинского. Так поступал и я, изучал музыку и биографии тех, кого считал учителями - Левиновского, Гольштейна, Голощекина...
Вы учились в Музыкальном колледже Беркли. С тех пор у вас есть в США верный друг - знаменитый трубач Уинтон Марсалис да и другие звездные приятели. Как жить нашим музыкантам в пору, когда на Западе стараются "отменить" русскую культуру?
Игорь Бутман: Я знаю давление, которое испытывают джаз-клубы, куда меня приглашают. Так что "отмена" есть. Например, Валерию Гергиеву расторгли контракт с "Метрополитен-опера". У нас был стереотип, что мы должны проявить себя на Западе. Но если ты популярен в Индии, где живут полтора миллиарда человек, то и в финансовом плане будешь лучше себя чувствовать, чем после концертов в Европе. А еще есть Китай, ОАЭ и много других стран. А какой смысл доказывать немцам или французам, что мы - самые лучшие? Они и так это знают.
Спектакль "Джаз от первого лица" - это ваша попытка соединить джаз и театр?
Игорь Бутман: Вместе с Алексеем Гуськовым мы рассказываем с театральной сцены об истории джаза Советского Союза и России. А еще о непростом отношении власти к музыке и про конфликты чиновников с артистами. Добавили джазу человеческих историй. Получилось интересно. Ведь и курьезных случаев тоже случалось немало. А музыка в этой постановке подтверждает слова. Эта идея появилась у меня, когда я пришел в Театре имени Вахтангова на спектакль, посвященный Моцарту. И теперь мы с Алексеем Гуськовым хотим подключить актера этого театра Виктора Добронравова, который тоже любит и исполняет джаз.