Он воспользовался тем, что на тот момент эксперименты с генами жизнеспособных эмбрионов были запрещены в большинстве стран Запада, но не в Китае. Родители девочек дали согласие на эксперимент, поскольку один из них был ВИЧ-инфицирован. Сам Цзянькуй сравнивал это с процедурой ЭКО и называл приоритетом избавление новорожденных от болезней.
Однако идея генно-модифицированных людей открыла широкий простор для фантазий. Одни предлагали таким способом буквально добавлять ума, то есть "перепрошивать" ДНК эмбрионов для повышения интеллектуальных способностей. В западных таблоидах пугали тем, что Китай так может в будущем стать нацией суперлюдей с высоким IQ. Другие задумались над созданием людей с идеальной внешностью.
Но у эксперимента нашлось множество критиков, в том числе в научном сообществе в самом Китае, где в конечном итоге ужесточили регулирование в этой сфере, указывая на множественные риски, которые не просчитал ученый. Самого его за нарушения при операции осудили на 3 года тюрьмы. Однако недавно он вышел на свободу и вернулся к исследованиям, сосредоточившись на лечении наследственных болезней - миодистрофии Дюшенна, семейных форм Альцгеймера.
Несмотря на ограничения, гонка за прорывами в этой сфере не останавливается. Ранее в ходе разработки технологии для лечения недоношенных детей, что является проблемой в Китае, ученые создали искусственную матку, способную без инвазивных методов насыщать кровь кислородом. Наука зашла настолько далеко, что вынашивать плод могут даже мужчины при условии совместимости группы крови, что вызвало бурное обсуждение в соцсетях.
Эксперименты такого рода на животных проводились в разных странах уже несколько десятилетий с разными успехами. Их сторонники, как, например, энтузиаст и инвестор Сахил Лавингия, настаивают, что это способ быстрой, простой и дешевой рождаемости. Хашем Аль-Гайли - продюсер из Йемена - пару лет назад предложил создать фабрику по инкубации 30 тыс. младенцев в год в искусственных матках. Автор идеи уверен, что такие меры могли бы способствовать заселению стран с низким уровнем рождаемости.
Но помимо научных, медицинских и технических вопросов, игры с генетикой уже сегодня обрастают социальными, моральными, этическими и политическими спорами.