Специалисты Центра подготовки космонавтов поделились интересными деталями, которые всегда остаются для непрофессионалов за кадром. Вот только некоторые. Понятно, что после открытия люка спускаемого аппарата самая главная информация - о самочувствии экипажа. Что с экипажем все в порядке и можно начинать эвакуацию, сначала убедился начальник лаборатории - врач-методист ЦПК Вадим Шевченко. Первым, как видели миллионы зрителей, из "Союза" спустили командира Олега Кононенко, затем астронавта NASA Трейси Дайсон и Николая Чуба.
В самые первые минуты для "небожителей" очень важны рекомендации врачей. Они вроде нехитрые: не совершать резких движений головой, прикрыть глаза и расслабить мышцы тела. Но следовать им требуется неукоснительно. Чтобы не допустить раздражения вестибулярного аппарата.
У космонавтов сразу сняли электрокардиограмму, измерили уровень сатурации крови, артериального давления и частоту пульса. По словам медиков, показатели Кононенко и Чуба соответствовали норме для организма, который год находился в невесомости, а потом еще испытал нехилые перегрузки во время спуска.
Потом, уже в медицинской палатке, медики повторно оценили здоровье космонавтов. Здесь с них сняли скафандры и переодели в полетные костюмы.
А вот что рассказал о подробностях эвакуации заместитель начальника управления по медико-биологической подготовке ЦПК Владимир Матвеев:
"Учитывая физиологические показатели и общее самочувствие, наличие некоторых вестибулярных и ортостатических проявлений, используя имеющийся положительный опыт применения, было принято решение о восстановлении объема циркулирующей крови. Для этого космонавтам рекомендуют медленно пить воду, или специальные напитки с электролитом, или, по показаниям, практикуют внутривенное введение определенного количества изотонического раствора. Во время этих медицинских манипуляций космонавты активно общались с врачами и руководством Роскосмоса и другими специалистами".
Из медицинской палатки до поисково-эвакуационного автомобиля и затем до вертолета космонавтов транспортировали в горизонтальном положении в сопровождении врачебной бригады. С момента открытия люка спускаемого аппарата и до взлета вертолета с экипажем на борту прошло примерно 2,5 часа. Этого времени хватило, чтобы организм космонавтов нивелировал проявления стресса, адаптировался к воздействию силы тяжести Земли, и воспринял введенную жидкость как свою собственную. Во время полета на вертолете, а это около 2 часов, космонавты по-прежнему находились в горизонтальном положении с применением средств защиты слуха: в комплекте с "берушами" использовались наушники с активным шумоподавлением.
Дальнейшее послеполетное обследование и восстановление Олега Кононенко и Николая Чуба продолжилось в Звездном городке - на базе комплекса предстартовой подготовки и послеполетной реабилитации космонавтов (астронавтов). В первый день после посадки у космонавтов был щадящий режим двигательной активности. Но все, что запланировано по медицинским обследованиям и послеполетным медико-биологическим космическим экспериментам, было выполнено.
Восстановление невозможно без общего медицинского массажа и дозированного плавания в бассейне под наблюдением специалистов ЦПК. Космонавты продолжают участвовать в многочисленных медицинских исследованиях и экспериментах.
Специалисты констатируют: острый период реадаптации - первые десять дней реабилитации после полета - завершен. Теперь Олег Кононенко и Николай Чуб переходят к более свободному режиму работы и отдыха.
Космонавт Олег Кононенко побил мировой рекорд по времени пребывания в космосеДля Кононенко этот полет - пятый в космической карьере, для Чуба - первый. Дольше них по программе МКС не летал еще никто. И еще одно мировое достижение: Олег Кононенко стал абсолютным рекордсменом по суммарному пребыванию в космосе - 1111 суток. Как образно подметил кто-то, цифра - как четыре восклицательных знака. Такого звездного багажа нет ни у кого из землян. И трудно сказать, когда этот рекорд будет перекрыт.