Северный завоз - это доставка товаров на труднодоступные территории. Такой механизм работает в 25 субъектах РФ, где живут более 3 млн человек. Ежегодно по северному завозу доставляется 3,2 млн тонн грузов, из них 2,32 млн - это топливо, 0,82 млн - горюче-смазочные материалы и только 0,05 млн - продукты. Общая стоимость составляет более 87 млн руб.
С этого года заработал закон, который устанавливает новые правила работы северного завоза. Сейчас установлено кто за что отвечает, а также список товаров, которые относятся к северному завозу. Минвостокразвития, согласно закону, выступает координатором проекта.
Как рассказали "Российской газете" в министерстве, сейчас идет работа над концепцией функционирования единого морского оператора северного завоза (ЕМО).
"В июне на ПМЭФ подписано соглашение между Минвостокразвития, Чукотским АО и Росатомом о реализации в 2025 году пилотного проекта по доставке грузов на Чукотку.
В ближайшее время в Правительство будет внесен проект постановления о пилотном проекте. Предполагаемый период проведения: с 1 ноября 2024 года по 30 декабря 2027 года", - отметили в министерстве
Оператором предлагается назначить "Русатом Арктик".
В министерстве добавили, что цель пилотного проекта - выработка концепции работы единого морского оператора северного завоза.
Оператор будет доставлять грузы северного завоза морскими судами на Чукотку, а также сможет отказывать другие услуги, например, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка.
"Прорабатывается вопрос расширения пилотного проекта на Архангельскую, Мурманскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Красноярский и Камчатский край, Республику Саха (Якутия)", - отметили в министерстве.
По словам генерального директора Проектного офиса развития Арктики Максима Данькина, введение единого морского оператора северного завоза было одним из ключевых нововведений принятого в прошлом году закона о северном завозе. По его словам, у компании, которая планируется для этой работы, пока нет ни флота, ни инфраструктуры для решения соответствующей задачи.
"Поскольку в федеральном законе написано, что с 1 января 2026 года этот оператор должен заработать, важно именно протестировать механизм работы оператора, для этого вводится пилотный проект в Чукотском автономном округе, он фактически позволит выработать концепцию работы единого морского оператора северного завоза. Проект позволит структурировать правильные механизмы осуществления перевозок между портами с учетом того, что каждый субъект ранее, до выпуска федерального закона, эту работу выстраивал самостоятельно", - рассказал Данькин.
По словам эксперта, единый подход для всех регионов в моменте мог бы привести к срыву северного завоза, в первую очередь, из-за разных подходов на территориях.
Северный завоз по новым правилам работает меньше года, поэтому рано подводить итоги, поскольку он еще осуществляется в отдельных субъектах, отметил он.
"В целом можно сказать, что все идет без срывов. По информации из открытых источников, порядка 80 % северного завоза во всех субъектах уже осуществлено. Есть проблемные кейсы, но с ними справляется федеральный координатор - министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Субъекты отрабатывают свои задачи. И в этой связи можно сказать, что пока все идет по плану", - сказал Данькин.