В самом начале Путин поздравил всех с наступающим Днем учителя и отметил, что этот праздник близок всем, кто любит педагогов, - то есть всей стране. "Наша общая задача, которая в том числе будет решаться в рамках нового национального проекта "Молодежь и дети", чтобы это пространство было действительно единым и современным, отвечало требованиям, динамике XXI века, целям развития, которые стоят перед нашим государством в целом", - подчеркнул Путин. Отдельно Путин поблагодарил учителей из Донбасса, Новороссии и сопредельных с ними областей за настоящее мужество и верность долгу.
Первый вопрос к президенту - от Екатерины Румбах - учителя русского языка и литературы из Челябинска. "Какие меры можно принять на государственном уровне для повышения речевой культуры всего общества?" - спросила она. Путин ответил, что тут нужен комплекс мер и предложил министерству просвещения подумать об этом. "Нужно прививать навыки и любовь к чтению, обсуждать эту литературу. Конечно, пальчиком нажимать кнопочки - это тоже важно в современном мире, чтобы быть успешными, чтобы страна была успешной", - сказал он. Путин добавил, что нужно вместе подумать о том, как сделать так, чтобы молодое поколение любило книги, а не только пользовалось интернетом. Президент при этом подчеркнул, что книги, газеты, бумага - это только носитель, так же как и любой гаджет, а важен контент. "Но все-таки, одно дело - рассказ о музыке, а другое дело - умение слушать музыку и воспринимать ее. Одно дело - рассказ о картинах Поленова и Левитана, а другое дело - уметь созерцать, чувствовать, понимать, что хотел сказать художник", - пояснил разницу президент.
Надежда Воронцова, воспитатель детского сада в Вологде, предложила распространить проект "Разговоры о важном" и на дошкольные учреждения. Путин отметил, что "Разговоры о важном" - это серьезное начало большой работы. "Не случайно у нас в народе возникли вот эти устойчивые обороты - впитал в себя что-то с молоком матери. Это говорит о том, что базовые ценности, базовые вещи аккуратно, доступно для такого возраста надо, конечно, доводить до самых маленьких детей, связывая понятия Родины, страны с мамой, с папой, с бабушкой, с дедушкой, братом или сестрой, младшей или старшей. Это правильная и очень нужная работа. Я вас, безусловно, поддерживаю", - сказал президент. При этом предупредил о рисках. "Ничего нельзя перегибать. Все должно быть в меру. Это первое. Второе - все должно быть искренне, объективно, доходчиво", - подчеркнул Путин.
Он добавил, что "Разговоры о важном" в школах дают хороший результат и дополняют общественно значимые предметы - историю, обществоведение. "Это очень своевременно мы сделали. Это имеет хороший результат. Потому что, если мы молодого человека не ориентируем в пространстве, не ориентируем его в бесконечном потоке информации, самому молодому человеку очень трудно сориентироваться. Очень трудно", - посетовал президент.
Путин напомнил, насколько вскользь в определенный период в российских школах изучали события Великой Отечественной войны. "Когда в школьных учебниках говорили о чем угодно про времена Второй мировой войны, только не упоминали почти о Сталинградской битве, то это странно. Просто невероятно!" - возмутился президент. "Разумеется, мы, если будем Фомой, родства не помнящими, то у нас и будущего не будет никогда. У меня такое впечатление, что специально кто-то пытался воспитывать наше новое подрастающее поколение", - сказал президент.
В ходе общения с учителями Путин также поддержал идею создания конкурса на федеральном уровне для школьных советников по воспитанию. Путин предложил для начала в конкурсе "Учитель года" отдельную номинацию сделать, а потом посмотреть, как будет все развиваться. Еще одна просьба от участников встречи - создать пространство повышения квалификации директоров школ. Путин обратился к присутствующему на встрече министру просвещения Сергею Кравцову с поручением проработать эту инициативу. Президент, смеясь, выразил поручение строчкой песни из кинофильма "Кавказская пленница": "Как быть нам, султанам, ясность здесь нужна".
Президент также поддержал идею создать для педагогов курсы подготовки по взаимодействию с родителями. "Важное направление работы. Поэтому если есть курсы переподготовки учителей-предметников, то это тоже имеет большое значение", - сказал Путин. Он отметил, что процесс и воспитания, и образования не может быть эффективно организован без сотрудничества между семьей и школой. "Помните, еще Высоцкий пел: "Чему нас учит семья и школа?" А почему именно семья и школа? Это не случайно, потому что только вместе можно добиться нужного эффекта", - отметил президент.