05.10.2024 00:00
Культура

Сергей Скрипка: Кто дирижирует в кино?

Текст:  Татьяна Эсаулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №224 (9466)
В субботу, 5 октября, в столичном Зале Чайковского пройдет большой концерт: столетний юбилей отмечает Российский государственный симфонический оркестр кинематографии и в этот же день главному дирижеру Сергею Скрипке исполняется 75. На сцену выйдут известные артисты и музыканты, хоровая капелла России имени Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка. Вести концерт будут кинорежиссер Николай Лебедев и актриса Валерия Ланская.
Государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки. / Виталий Юрчак
Читать на сайте RG.RU

Сюжет концертной программы строится по страницам истории единственного в мире кинооркестра. Накануне Сергей Скрипка поделился с "РГ" своим взглядом на этапы этого большого пути.

Сергей Иванович, хотя оркестру 100 лет, вы часто говорите, что отсчет его истории для вас по-настоящему начинается со дня двадцатилетия коллектива - с концерта 1944 года…

Сергей Скрипка: Да, представьте себе, неимоверно тяжелое время для страны, казалось бы, не до праздников. А этот концерт состоялся и пришли на него все, включая руководство страны. Оркестр выступил тогда в одном из центральных залов столицы - Колонном зале Дома Союзов. Здесь целое созвездие имен - среди принимавших участие дирижеров и композиторов и Исаак Дунаевский, и Никита Богословский, и Арнольд Ройтман, и Давид Блок, и Григорий Гамбург.

Тогда звучала музыка Дунаевского и Богословского, Хренникова и Шварца из самых любимых кинофильмов. Исполнили только что записанную сюиту Дмитрия Шостаковича к картине Лео Арнштама о подвиге Космодемьянской "Зоя". Причем вели концерт всенародно любимые режиссер Григорий Александров и актриса Любовь Орлова, пели солист Большого театра Алексей Иванов и солистка Всесоюзного радио Наталья Рождественская… Это было действительно яркое событие, страница истории оркестра и страны.

Вытеснят ли онлайн-кинотеатры свою офлайн-версию

Нынешний юбилейный концерт напомнит слушателям и о тех далеких днях?

Сергей Скрипка: Разумеется, мы будем исполнять не те ноты и не те произведения, которые оркестр играл в то далекое время. По отрывочным воспоминаниям мы приблизительно восстановили, как это было. Думаю, у нас получилась близкая к реальной реконструкция. Озвучим несколько фрагментов фильма Якова Протазанова "Аэлита", премьера которого состоялась в 1924 году. Представим музыку к первому советскому художественному звуковому фильму, снятому в 1931 году Николаем Экком, - "Путевка в жизнь". Далее пройдут 1940-е, 50-е, 60-е… Заканчиваем одной из наших самых последних работ - кинокартиной Сергея Урсуляка "Праведник".

Вы киноман с детства и остаетесь им до сих пор?

Сергей Скрипка: Могу сказать, что киноман по-прежнему, хотя такой возможности, когда я просто ходил в кинотеатр, сейчас уже нет, и занятость немного другая, и смотреть особо нечего. С годами становишься требовательнее - не все хочется смотреть. Иногда по подсказкам друзей смотрю что-то на онлайн-платформах.

В кинематографе есть такие "незаметные" и незаменимые мастера - музыкальные редактора… Расскажите о тех, с кем приходилось работать.

Сергей Скрипка: Я бы не сказал, что это были незаметные люди. Профессионалы высочайшей марки! Люди, которые знали не только свое дело, но и всех, кто к нему причастен. Эти мастера участвовали в создании больших хороших фильмов и не только проводили колоссальную оргработу, многие и сами были известными композиторами: Владимир Комаров, Евгений Птичкин… У каждого был свой круг авторов и режиссеров, они, как своего рода модераторы, могли уладить любые конфликты, возникавшие между режиссером и композитором.

Единственный в мире кинооркестр за сто лет принял участие в создании нескольких тысяч фильмов

Минна Яковлевна Бланк работала с Владимиром Меньшовым над картиной "Москва слезам не верит", она же свела Элема Климова с Альфредом Шнитке. Удивительная Раиса Александровна Лукина, работавшая еще с Эйзенштейном, Пырьевым, буквально ввела меня в мир кинематографа. Можно ли представить себе, к примеру, "Жестокий романс" без голоса Валентины Пономаревой? А ведь ее даже нет в титрах. Именно Лукина рекомендовала эту певицу, поняла, что именно этот тембр голоса нужен в этой картине. Совершенно феноменально Лукина всегда держала оркестр и дирижера в тонусе. Она познакомила меня с композитором Андреем Петровым, хотела, чтобы я начал работу с Ларисой Шепитько, которая внезапно перед началом съемок трагически погибла…

Игорь Бутман рассказал о 25-летии своего оркестра и новом спектакле с Гуськовым

Сейчас в моде ремейки. Есть более и менее удачные. Вот, например, "Экипаж" 1979 года от Александра Митты с музыкой Альфреда Шнитке и "Экипаж" 2016-го от Николая Лебедева с музыкой Артема Васильева. Можно сравнить два этих музыкальных ряда?

Сергей Скрипка: Мое личное мнение: киномузыка Альфреда Шнитке - лучшее в его творчестве, тут сплошь шедевры. Кстати, в своих симфонических произведениях он потом использовал некоторые приемы и темы из фильмов. И в первом "Экипаже" музыка была абсолютно самодостаточна. Не случайно Митта "задавил" ее шумами, репликами: все скрипит, хрипит, звенит… Собственно, музыки вы там не услышите. Когда мы однажды исполнили номер под названием "Взлет" (это, как вы помните, очень драматичный эпизод - момент отрыва самолета от земли сквозь стену огня), я понял одно - тут не нужны ни реплики, ни шумы, все сказано музыкой! Думаю, и Митта, послушав этот эпизод и поняв, что тут экран не нужен, поэтому и "убрал" музыку полностью…

А во втором "Экипаже" у Артема Васильева музыка и экран сосуществуют на равных. Она не занимает первое место, но хорошо дополняет картину. Вообще симфонический оркестр дает особую глубину экрану, некий простор.

/ Предоставлено пресс-службой Оркестра кинематографии

В какой кинокартине, по-вашему, режиссер стал полноценным соавтором композитора?

Сергей Скрипка: Думаю, это "Жестокий романс" Эльдара Рязанова. Музыка Андрея Петрова и сами романсы, звучащие в нем, - одна из вершин вокальной лирики ХХ столетия, стоящая в одном ряду с сочинениями Алябьева, Варламова, Глинки и Даргомыжского. Совершенно потрясающая музыка, которая напоила этот фильм - не "раскрасила" (терпеть не могу эти раскрашивания фильмов), но придала нужную тональность, цвет, колорит…

Не говорю про фильмы Тарковского - там все очень сложно. Но вот, например, в "Утомленных солнцем" есть тема, про которую Эдуард Артемьев сам сказал: "Это Никита Михалков написал с помощью меня". То есть заставил композитора создать эту тему, буквально вытащил ее из автора.

А любимый свой фильм назвать сможете?

Сергей Скрипка: Их два - это "Обыкновенное чудо" и "Укрощение огня". Очень жалею, что пришел в кинооркестр, в профессию кинодирижера немного позже - не успел продирижировать замечательной музыкой, которая в этих фильмах звучит.

Кстати

Единственный в мире кинооркестр за 100 лет принял участие в создании нескольких тысяч отечественных фильмов. Сергей Скрипка служит бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива уже более 30 лет.

В программе юбилейного концерта прозвучит музыка из кинофильмов "Путевка в жизнь", "Дети капитана Гранта", "Баллада о солдате", "Три тополя на Плющихе", "Большое космическое путешествие", "Раба любви", "Обыкновенное чудо", "Ах, водевиль, водевиль...", "Барышня-крестьянка", "Экипаж".

Российские кинопроекты международного масштаба: от "Амуры" до "Аноры"
Наше кино Музыка Москва