06.10.2024 18:44
Технологии

Минцифры и РКН представили проект правил ведения каналов с 10 тыс. подписчиков

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №225 (9467)
Минцифры и Роскомнадзор опубликовали проекты документов, регламентирующие регистрацию публичных каналов с аудиторией свыше 10 тысяч человек. Каналы, не прошедшие маркировку, не смогут размещать рекламу, собирать донаты и их сообщения нельзя будет репостить в других каналах. Общественное обсуждение проектов продлится до 31 октября.
С 1 января крупные незарегистрированные каналы будут получать штрафы за рекламу. / SIphotography / iStock
Читать на сайте RG.RU

Как следует из текста документов, паблики и каналы в социальных сетях, набравшие больше 10 тысяч подписчиков, после верификации будут включаться Роскомнадзором в перечень таких ресурсов. Владелец ресурса самостоятельно направляет минимальный объем базовых сведений о себе и своем канале, включая контактные данные, через портал Госуслуг, сайт Роскомнадзора - для этого там будет создан специальный раздел по адресу http://www.530-fz.rkn.gov.ru/ или с помощью чат-бота в социальной сети.

Как поясняют в консультационном центре Ассоциации блогеров и агентств (АБА), с 1 ноября 2024 года начинается регистрация страниц, с 1 января 2025 года нельзя будет размещать рекламу и делать репосты незарегистрированных каналов, это будет наказываться штрафами. При этом регистрировать нужно все каналы, собравшие более 10 тысяч подписчиков - если один канал пользователя во "ВКонтакте", другой в Telegram - регистрировать нужно оба.

Скрываясь за обезличенной аватаркой и выдуманным никнеймом, сейчас можно транслировать все что угодно, и тебе за это ничего не будет

Остается не до конца проясненным вопрос, нужно ли уведомлять о каналах в запрещенных соцсетях. Впрочем, если экстраполировать на регистрацию каналов позицию Роскомнадзора по вопросу маркировки интернет-рекламы, то нужно.

При включении паблика в перечень Роскомнадзор сообщит об этом его владельцу и владельцу социальной сети. Социальная сеть должна разместить на странице специальный знак и уникальную ссылку, по которой можно проверить, действительно ли паблик находится в перечне. Специальный знак будет выглядеть как "графически выделенное сообщение в виде буквы "А" и знака "плюс", - отмечается в пояснительной записке.

Информация размещается владельцем социальной сети "не позднее двух календарных дней со дня получения от Роскомнадзора уведомления о включении персональной страницы в перечень. Отдельно оговаривается, что "пользователь вправе самостоятельно разместить любым доступным ему способом на своей персональной странице уникальную ссылку".

Блогеру Артему Чекалину может грозить до десяти лет колонии

Каналы, верифицированные таким образом, смогут размещать рекламу и принимать пожертвования. Как ожидается, это позволит снизить риски мошенничества и повысить прозрачность рынка рекламы в соцсетях. Кроме того, пользователи смогут быть уверены в достоверности информации, распространяемой таким каналом. Если канал не будет включен в список, он не сможет вести рекламную деятельность, собирать донаты и его сообщения нельзя будет репостить.

"Скрываясь за обезличенной аватаркой и выдуманным никнеймом, сейчас можно транслировать все, что угодно, и тебе за это ничего не будет. Такое положение дел в то время, когда влияние блогосферы на информационную среду и каждого человека в отдельности титаническое, может быть откровенно опасным", - говорит глава Комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.

Как отмечено в документах, вся информация из перечня будет храниться в зашифрованном виде без опубликования.

Через специальную форму на сайте Роскомнадзора или уникальную ссылку в канале можно будет получить информацию только о том, включен канал в перечень или нет. Точно так же, как сегодня можно проверить паспорт через портал Госуслуги.

Новый порядок регистрации владельцев каналов в мессенджерах и социальных сетях получился максимально прост и дружелюбен, отмечает замглавы Комитета Госдумы по информполитике, глава РОЦИТ Антон Горелкин. "Набор данных минимален, а требование о предоставлении IP-адреса больше не предъявляется", - сообщил он.

Сейчас многие паблики и каналы в соцсетях собирают большую аудиторию, которая сама по себе становится ресурсом. Доступ к этой аудитории интересен не только рекламодателям, но и злоумышленникам. Массово регистрируются фейковые аккаунты, через неверифицированные каналы запускаются разного рода финансовые пирамиды. От этого страдают и пользователи, и добросовестные владельцы каналов. К примеру, для периодического печатного издания с тиражом от тысячи экземпляров обязательна регистрация в качестве СМИ.

Участники рынка уверены, что новые меры станут еще одним шагом в сторону обеления отрасли

"Новые требования направлены именно на борьбу с анонимностью, которая развязывает руки преступникам. Теперь те, кто так активно распространяет фейки и дезинформацию в сети, не боясь ответственности, делать этого больше не смогут", - добавляет член Комитета Госдумы по информполитике Антон Немкин.

"Отрадно, что в ходе доработки проекта приказа процедура регистрации владельцев каналов была значительно упрощена. Также отмечу, что информация о владельцах останется не публичной. Посмотрим, к чему это все приведет, и станет ли работа социальных сетей прозрачней", - говорит глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко.

"Приказы правительства, безусловно сняли множество вопросов", - отмечает Таня Иванова, президент Ассоциации блогеров и агентств, основательница агентства hello blogger. "Мы поддерживаем данную инициативу и мотивы Роскомнадзора ясны, потому что государство и рынок в части саморегулирования продолжают двигаться в сторону обеления. Помимо этого данная инициатива поможет бороться с мошенниками, которые выдают себя за администраторов каналов. С точки зрения выявления нарушителей авторских прав это тоже положительная точка для рынка. Рисков для добросовестных участников рынка нет. Безусловно, уже возникают множество вопросов, такие как - нужно ли регистрировать коммерческие блоги, когда в приказах указаны персональные страницы или о целесообразности плашек о включении в реестр каналов. Но мы уверены, что на опыте маркировки Роскомнадзор активно будет общаться с рынком и большая часть вопросов будет урегулирована", - уверена Иванова.

Закон об авторизации пабликов с аудиторией свыше 10 тысяч человек был принят летом 2024 года в целях повышения прозрачности каналов со значимой аудиторией в социальных сетях.

Разыгравший среди подписчиков BMW блогер Литвин оказался должен ФНС почти 35 млн
Связь .tech Минцифры Роскомнадзор