На фоне недвусмысленных намеков Эр-Рияда многие заговорили о возможности повторения сценария 1985-1986 годов, когда королевство в борьбе за сохранение доли на рынке резко нарастило добычу и обрушило цены на нефть, что пагубно сказалось на экономике СССР. Однако с тех пор мир изменился, изменилась экономика России, а влияние картеля на рынке не выросло. В этом году доля на нефтяном рынке стран-членов ОПЕК+ составила 48%, в прошлом была 50%, а в 2022 - 51%. Да, у саудитов себестоимость добычи нефти ниже 10 долл. за баррель (в РФ от 20 долл. на старых скважинах до чуть более 40 долл. на шельфе и 50 долл. на новых скважинах, что сопоставимо с себестоимостью добычи сланцевой нефти в США - 35-50 долл. и обычной в 43-45 долл.) и они могут легко нарастить производство ради сохранения доли на рынке. Однако и бюджет королевства на более чем 75% зависит от нефти. Учитывая огромные траты Эр-Рияда, в том числе на амбициозную программу модернизации Vision-2030, в 2023 году безубыточная цена на нефть составляла 81 долл. за баррель (мировая уже была ниже), в этом году - уже 96 долл. (цена сорта Brent сейчас 73-75 долл.). Бюджет дефицитный уже второй год: в текущем году доходы королевства составят 312 млрд долл. при расходах 333,5 млрд. А госдолг достиг 24% ВВП (в России он составил 15% ВВП в 2023 г, в ЕС в среднем - 82%, в США - 123%).
В России доля нефтегазовых доходов в бюджете как раз падает. С 2011 по 2014 годы она составляла в среднем 50% от доходов бюджета, на фоне низких цен 2015-2017 сократилась до 39,5%, в 2022 на фоне резко возросших цен снова выросла до 41,6%, в прошлом году была 30,3%, а в этом может составить 31,3% (прогноз на 2026 год - 25,2%). При этом снижение доли нефтегазовых доходов происходит в условиях значительного роста совокупных доходов и сокращении дефицита бюджета, чего не наблюдалось за все постсоветское время. Обычно все было наоборот. Теперь же совокупные доходы федерального бюджета в 2025 ожидаются на уровне 40,3 трлн руб., что на 11.6% г/г выше, чем по плану в 2024 (36,1 трлн руб.) и в 1,6 раза выше доходов в 2021 (25,3 трлн).
В бюджет 2025 года заложена экспортная цена российской нефти Urals 69,7 долл. за баррель (значит, Brent должен быть ближе к 80) при курсе 96,5 рублей за доллар.
Нынешняя ситуация в РФ разительно отличается от позднего СССР, а бюджет страны более устойчив к колебаниям цен, чем у саудитов. Так что у Запада стало меньше рычагов воздействия на российские финансы посредством "нефтяных санкций" и ценовых манипуляций. Поэтому, когда вице-премьер Александр Новак говорит, что РФ выдержит "любые цены" на нефть, то он не так уж далек от истины. Речь не идет, конечно, о вечно низких ценах. Та же Саудовская Аравия, если предпримет ценовую войну, будет опираться на свои золото-валютные резервы (более 450 млрд долл.) и наращивание долга, но этот ресурс не бесконечен. В королевстве уже готовы отказаться от целевой цены на нефть в 100 долл. за баррель и приготовились к продолжительному периоду относительно более низких цен.
Угроза нефтяным ценам в ближайшее время может исходить не столько от Саудовской Аравии, которая пока лишь намекает на возможность наращивания добычи в наказание "ослушникам в ОПЕК+", сколько от замедления мировой экономики и прежде всего ее двух главных "цехов" - Китая и США. В КНР (она страна-импортер, в отличие от США) с января по август потребление нефти уже сократилось на 3%.
Это может наложиться на планы ОПЕК+, которые с начала текущего года добровольно снижают производство нефти на 2,2 млн баррелей в сутки, с декабря приступить к постепенному сворачиванию этих сокращений. Однако вряд ли это будет происходить автоматически. Решение еще может быть скорректировано, поскольку расширенный картель ежемесячно отслеживает баланс спроса и предложения и может подстроиться, если возникнет дефицит или профицит нефти на рынках. Поскольку нефть и цены на нее - один из самых волатильных факторов, то прогнозы постоянно меняются. На текущий момент Международное энергетическое агентство прогнозирует дефицит предложения нефти в четвертом квартале на 100 тыс. баррелей в сутки при незначительном снижении общемирового спроса до 103,9 барр./сутки. Остается и фактор геополитических рисков - из-за ситуации на Ближнем Востоке, а также, в частности, вокруг Ирана (3% мировой добычи) и Ормузского пролива, через который идет большой нефтяной трафик. Наконец, нефтедобывающим странам, включая Россию, может - вот же парадокс - неожиданно помочь американская ФРС, если и дальше будет снижать учетную ставку, "разогревая рынок", в том числе рынок нефтяных фьючерсов. Также слишком сильное падение нефтяных цен невыгодно и самой Америке с ее сильным нефтегазовым комплексом (который сам по себе является мощным лобби и особенно политически связан с республиканцами) и относительно высокой себестоимостью нефтедобычи (сопоставимой, напомним, с российской).
Так что в краткосрочной перспективе ценового нефтяного шока в стиле 1985-1986 все же в ближайшее время не просматривается.