08.10.2024 21:35
Общество

Философ Василий Розанов - об отношении к тем, кто покинул Россию

Философ Василий Розанов - об отношении к тем, кто покинул Россию
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №228 (9470)
Этот материал выдающегося русского философа и публициста Василия Розанова был опубликован в 1913 году в журнале "Богословский вестник". Но и сегодня, спустя 110 с лишним лет, он остается актуальным. Судите сами.
Василий Розанов, 1916 г. / litinstitut.ru
Читать на сайте RG.RU

"Молю вас, остановите кампанию "Нового Времени" против амнистии... Кому будет плохо, если сотни и тысячи несчастных, истерзанных, замученных жестокой судьбой, вернутся в семьи? Зачем поддерживать эту жестокость, это посрамление всего лучшего, что есть в не окончательно загаженной человеческой душе? Кому помешают полутрупы, из которых, может быть, половине суждено только приехать умереть в России? Зачем еще мучить, травить, изгонять? Видали вы эмигрантов за границей? Наблюдали вы их беспросветную жизнь, их муки? Кто искупит их?..

Как бы я хотел вас умолить, чтобы вы сами вам одному известными способами и путями сделали что-нибудь, что нужно сделать, - за что вы отдадите отчет (Богу? - В.Р.), когда наше "чтение" окончится и нужно будет сдавать экзамен по "прочитанному", - когда настанет вечный, как вы раз писали, после "Со святыми упокой", как вы тоже писали".

/ Wikimedia Commons

Вот, можно сказать, вопль души, - в частном письме, мною сейчас полученном, от корреспондента из Вены, который перебросился до этого письма со мною одним-двумя письмами на историко-религиозные темы. Корреспондент мне лично вовсе не известен. Фамилия - русская или, может быть, польская (на "-ский"). Отвечаю таким же воплем, и, может быть, тоже отчаяния.

Что же нам делать с этими детьми, проклявшими родную землю - и проклинавшими ее все время, пока они жили в России, проклинавшими устно, проклинавшими печатно, звавшими ее не "отечеством", а "клоповником", "черным позором" человечества, "тюрьмою" народов, ее населяющих и ей подвластных?!! Что вообще делать матери с сыном, вонзающим в грудь ей нож? Ибо таков смысл революции, хохотавшей в спину русским солдатам, убиваемым в Маньчжурии, хохотавшей над ледяной водой, покрывшей русские броненосцы при Цусиме, - хохочущей и хохотавшей над всем русским, - от Чернышевского и до сих пор, т.е. почти 1/2 века? Об этой матери в этой "загранице" они рассказывают, что она всего только блудница и всего только воровка, которую давно надо удавить на грязной веревке, и звали сплетать эту петлю на родину кого попало - шваба, чухонца, армянина, еврея, поляка, литовца, латыша. "Давите эту собаку Россию, давите ее ко благу всего просвещенного и всего свободного человечества: ибо она насылает на человечество мор, голод, болезни и всего больше клопов". Вот литература эмигрантов, засыпающая вас, сейчас как вы переедете через Вержболово и границу. Был ли из этих "эмигрантов" хоть один человек, который обмолвился бы добрым словом о родине, добрым вздохом о России? Напечатайте, если есть доброе слово. Нет ни одного! Ни одного слова доброго за много лет!! Что же вы мучите Россию, что же вы тянете жилы у старухи 900-летней старости, 900-летнего труда, 900-летнего терпения, которая собирала дом свой 900 лет, и вот напоследок "деточки", обратясь к северу, югу, востоку и западу, восклицают: "Тащите все по бревнам, по доске, тащите кому что надо, - бери один крышу, другой стены, третий забирай печь, убивайте скот ее, коровенку ее, лошадь ее, жгите гумно и хлеба, ломайте соху, и борону, и грабли, и заступ, и серп, и прялку!"...

Как русские эмигранты собирались воевать за националиста Франко в Испании

Они захотели, эти "деточки", - "могилки на родной стороне". Нет у них "родной стороны". Родная сторона их - "заграница", там, где в Ницце покоится величественный прах Герцена. И все они "величественные", эти эмигранты: "великий" Лавров, "великий" Крапоткин, "замечательный философ" Плеханов и "пророчественная" Екатерина Брешковская, не говоря уже о праведнице и сотруднице "Русских Ведомостей" Вере Фигнер. Величия столько, что не оберешься, и кто же "за границей", читающий "эмигрантскую литературу", не знает той истины, что есть две России: клоповник к востоку от Вержболова и "рай в изгнании" - к западу от Вержболова. Это - "райские люди", все наши эмигранты, невинные, непорочные, без грехопадения в себе и только немного нуждающиеся в деньгах. Вот некоторое "мамашино наследство" им интересно, а нисколько не "могилка на родине". Переехав сюда, они сейчас же найдут применение талантам и врожденному усердию нашептывать, внушать, распространять. Они будут нашептывать нашим детям, еще гимназистам и гимназисткам, что мать их - воровка и потаскушка, что теперь, когда они по малолетству не в силах ей всадить нож, то по крайней мере должны понатыкать булавок в ее постель, в ее стулья и диваны; набить гвоздочков везде на полу... и пусть мамаша ходит и кровянится, ляжет и кровянится, сядет и кровянится. Эти гвоздочки они будут рассыпать по газеткам. И дадут им "литературный заработок": в "Копейке" ли, в "Шиповнике" ли, в "Энциклопедии ли Брокгауза и Эфрона" будут платить полным рублем за всякую клевету на родину и за всякую злобу против родины. "Делишки" поправятся у эмигрантов, и они могут кушать не то, что в кухмистерской, но иногда и у Палкина...

Был ли из этих "эмигрантов" хоть один, кто обмолвился бы добрым словом о родине, добрым вздохом о России?

Больше, нежели Христос указал сделать отцу в отношении возвращающегося домой сына, - вы не можете и никто не может требовать от России. Раскаявшегося - да, отец примет и Россия примет. Но нераскаявшегося, по-прежнему злобного, по-прежнему с криком и шепотом "жги, уноси, растаскивай, ломай", кто же примет и какой отец обязан принять в свой дом?! Христос - не указал.

А я отвечу корреспонденту: не нужно. Не нужно звать "погрома" в Белосток, не надо "погрома" звать и в Россию: ибо "революция" есть "погром России", а эмигранты - "погромщики" всего русского, русского воспитания, русской семьи, русских детей, русских сел и городов, как все Господь устроил и Господь благословил.

Да, Господь благословил Россию, несмотря на все ваши проклятия и все ваши "гвоздочки". Гимназистом шестого класса я читывал в "Отечественных Записках" в отчетном январском (или декабрьском) нумере: 75 000 000 населения и 670 000 000 годового дохода. Теперь мне 57 лет, а прошло с того времени всего 40 лет, и Россия удвоилась: населения 160 миллионов, а дохода более двух миллиардов, чуть ли не подползает к трем. Вы ее проклинаете, - а она все богатеет, вы ее презираете, - а она все могуществует...

Яков Миркин: Мы все прекрасны, но только если мы - плоть от плоти народа

Россия вообще не оставлена своими детьми, вы напрасно думаете, и эмигранты тоже напрасно это думают. Около той безграничной ненависти, какую к ней питают заграничные refugies (термин Герцена), параллельно ей горит восторг к ней, восторг и уважение, восторг и преданность все забыть и простить матери, простить ее ошибки, простить ее увлечения, простить ее слепоту - просто за то одно, что она нас родила - других ее сынов, - тех, заплеванных эмигрантами и проклятых эмигрантами сынов.

Вообще, наша мать - почтенная. И почитающие ее сыны не хотят, чтобы она прощала и возвращала тех негодных сынов, которые ей изменили и предали врагам дом свой. И если они вернутся: раскроются раны и заточатся вновь кровью всех настоящих мучеников русских, погибших при Цусиме, в Маньчжурии, в Турции, в Польше, на Кавказе. Вот наши герои. Нам не нужно других...

Не будет. Не будет гадостей. И эмигранты не вернутся. "Дом" их сожжен ими самими. Сожжен ими в сердце своем. Нет у них "родной земли". Нет им ни жизни, ни могилы в проклятой, "отреченной" земле. Отреклись - пусть отречение будет полным. Ни киселя, ни помады, ни крапленых карт.

История