Максима Омельченко, Людмилу Голубеву и Елену Сон суд признал виновными в мошенничестве, совершенном организованной группой, в крупном размере. Это статья 159 Уголовного кодекса РФ. Сроки они получили почти максимальные.
По версии следствия, история этой пирамиды началась в 2012 году, когда Омельченко придумал и сам возглавил команду, которую в материалах уголовного дела позже назовут "организованной преступной группой для хищения средств граждан под предлогом заключения договоров доверительного управления имуществом".
Максим Омельченко сначала пригласил поучаствовать в реализации проекта "деньги в обмен на обещания" Елену Сон. Ей была предложена должность контролера и фактически руководителя отдела продаж офиса ООО "УК "Столичная финансовая корпорация". Позже появилась Людмила Голубева, ставшая гендиректором компании.
Потом в эту дружную команду влились еще люди. Они также стали фигурантами расследования, но их уголовное дело выделено в отдельное производство и судить их будут позже.
Трое нынешних фигурантов организовали некую рекламную фирму, которая начала в прямом смысле слова агрессивную рекламную кампанию. Если верить этой рекламе, фирма обещала клиентам ежемесячные выплаты в размере от 15 до 22% от управления привлеченными денежными средствами. И люди понесли туда свои сбережения.
Примечательно: никто из клиентов фирмы не обратил внимания, что в реальности компания не занималась предпринимательской деятельностью и не могла выполнить условия соглашений.
Названий фирм быстро становилось все больше. Под видом нескольких ООО - "УК "СФК", "Инвест Групп" и кредитно-потребительского кооператива "Столичный сберегательный" трое организаторов аферы и их многочисленные помощники фактически создали самую настоящую, можно сказать, классическую финансовую пирамиду. И она заработала вполне успешно. По подсчетам следствия, с июля 2012 года по январь 2018 года было украдено 214,4 миллиона рублей тех, кто в рекламные сказки поверил.
Итог для пирамидостроителей оказался суровый - 40-летний Максим Омельченко поедет в места отдаленные на 12 лет. 50-летняя Людмила Голубева проведет в колонии общего режима ближайшие девять лет. А Елена Сон, 46 лет от роду, поедет в колонию на восемь лет.
Приговор в законную силу не вступил и защита осужденных, скорее всего, будет его обжаловать. Но все время обжалования троица проведет в разных камерах следственного изолятора.
Почти две сотни пострадавших граждан про приговор уже знают, многие из них присутствовали на процессе. Кроме осуждения мошенников, судом частично удовлетворены гражданские иски потерпевших.
Удивительно, но несмотря на то что о финансовых пирамидах и их создателях, казалось бы, знают все, люди все равно теряют деньги. Газета "Ведомости"привела показательную статистику - только за первую половину этого года Банк России выявил 3495 компаний, проектов, ИП и других субъектов с признаками нелегальной деятельности, в том числе финансовых пирамид. Это почти на 43% больше показателя аналогичного периода прошлого года.
Более 20 тысяч человек из аргентинского города Сан-Педро, где всего 70 тысяч зарегистрированных жителей, похоже, стали жертвами новой высокотехнологичной мошеннической схемы. Необычно то, что на сегодняшний день "чудо-приложение", инвестиции в которое сулили щедрые прибыли, использовали, по сути, только обитатели Сан-Педро. Население этого города стало своеобразной фокус-группой для вымогателей, целенаправленно сосредоточивших усилия именно здесь.
Жители рассказали местным СМИ, что вся система строилась на принципах "торговли" - пользователь перечислял аргентинские песо, затем ответственная за "торги" управляющая компания вкладывала их в собственную криптовалюту. При этом обещались доходы на уровне 1-2 процентов в день, причем уже не в песо, а в американских долларах. За "волшебным" способом разбогатеть стоит некий фонд, название которого можно перевести как "Консорциум рыцарей". Эта контора, как уже показали первые результаты журналистских расследований, нигде не зарегистрирована, не имеет никакого юридического статуса и даже адреса. Жители при этом рассказывают, что о "консорциуме" они впервые узнали по слухам - кто-то от знакомых, кто-то на остановке, кто-то в кафе.
Пользователи приложения находились на постоянной связи с неким "куратором", который координировал усилия "инвесторов" и делился инсайдами о том, когда лучше всего скупать или продавать криптовалюту. По словам одного из собеседников издания Pagina 12, когда от этого человека приходил сигнал, город словно вымирал - все занимались "торгами". Далее все по классической схеме - клиенту позволялось вывести часть вложенных средств, затем предлагалось пригласить нескольких человек, чтобы ему повысили ставку, и так далее.
Хотя в понедельник все офисы, в которых можно было обналичить "заработанные" деньги, оказались закрытыми, в полицию все еще не поступило ни одного официального заявления от пострадавших. Но делом все же заинтересовались правоохранительные органы.
Кстати, "рыцари" попытались даже придать афере некий официальный шарм. В конце сентября, когда в городе начали осознавать, что что-то не так, владельцы приложения организовали в одной из столичных гостиниц мероприятие, обставили его словно некий инвест-форум и опубликовали в соцсетях фотографии, на которых были запечатлены солидные мужчины в костюмах и галстуках. Но журналистам удалось выяснить, что основными лицами мероприятия оказались два польских актера - Мауриций Лычко и Филип Валчеж, представлявшиеся западными инвесторами Тимоти Мерфи и Джереми Джонсом. По предварительным данным, за роль им заплатили по 1,5 тысячи долларов.
Подготовил Алексей Чуриков (Буэнос-Айрес)
Веру в халяву меняет технология евангелизма
Владимир Кудрявцев, профессор Московского института психоанализа и МГППУ:
- Волна или всплеск роста финансовых пирамид объясняется тем, что меняется психология вовлечения в них. Она строится на технологии маркетинга евангелизма, которая пошла дальше веры в "халяву" от МММ. Технология евангелизма - это устный и сетевой маркетинг по принципу "сарафанного радио", когда мошенники находят клиентов, которые истово верят в тот или иной продукт или услугу. Им легко себе подобных убедить купить воздух. Костяк команды-секты идейно крепится на ощущении эксклюзивности. Секта может догадываться, что пирамида схлопнется, когда закончатся вкладчики. И адепты веры в успех вербуют новых верующих по правилам маркетинга евангелизма.
Первое правило - зависть, когда сосед-сват-брат "в деле" уже купил на доход от вложений авто или сделал ремонт в доме. Второе - поиск и давление на слабости, когда близость к успешным людям рождает иллюзию избранности и близости успеха, просто "надо поднажать" или рискнуть. Третье - игра в риск, когда в погоне за благополучием человек "на время" забывает о своих принципах. Он начинает верить в авось, а "русское авось" или "после нас - хоть потоп" - маркер того, что ловушка пирамиды захлопывается.
На этом этапе вера в удачу, благодаря "сарафанному радио" и сетевым камланиям "посвященных", окончательно заразившихся "верой", уже дали сотни или больше вкладчиков, и уже излишне нажимать на их болевые точки или заманивать дорогостоящими гешефтами.
Так совокупность нерационального ожидания денег приводит к иррациональной вере. А мошенники, став маркетологами, научились внедрять эту технологию в легковерные умы, коих, увы, во все времена хватает.
Подготовил Владимир Емельяненко