Не скрою, у меня были большие сомнения по поводу участия в этом, безусловно, важном академическом акте. Не понимал, что могу сказать приехавшим в мирную и благополучную Уфу подросткам, которые за недлинное время своей жизни пережили куда больше не только их сверстников из других регионов России, но и людей взрослых, которые разве что в кинотеатрах или по телевидению слышали разрывы снарядов и видели, как погибают люди под вражескими бомбами. Не мне учить их патриотизму, которым они ежесекундно живут в своей повседневной жизни, понимая и принимая выбор своих старших. Каким должен быть разговор с молодыми людьми, которые знают о войне не из кинолент, книг и рассказов их родителей?
И как сегодня говорить обо всем этом не только с ребятами из ЛНР, а с теми, кто живет сегодня в разных регионах России непохожей жизнью, где привычная мирная повседневность пронизана напряжением военного противостояния? Понятно, что говорить нужно прежде всего честно. Но не безрассудно.
Когда сегодня слышу все более настоятельные голоса о том, что нужно увеличивать государственный заказ на создание военно-патриотических произведений, рассказывающих о героях специальной военной операции, то невольно вспоминаю несколько драматических произведений, которые были написаны сразу в первый же военный год. "Фронт" Александра Корнейчука, "Русские люди" Константина Симонова и "Нашествие" Леонида Леонова появились практически одновременно - в 1942 году, в пору, когда Советская армия несла тяжелейшие потери и исход войны не был предопределен. 28 июля 1942 года вышел Приказ № 227, озаглавленный "Ни шагу назад". В качестве Наркома обороны СССР его подписал И. Сталин. В нем, в частности, шла речь о необходимости создания штрафных рот и батальонов, о расстреле на месте трусов и паникеров. И трагическое напряжение жизни нашло воплощение в драматургии, которая далеко не всем пришлась по душе.
Немногие знали, что летом 1942 года Сталин дважды встречался с А. Корнейчуком, чтобы лично внести правку в его пьесу "Фронт". Изначально ее конфликт строился на борьбе старой гвардии военачальников, которые уверены в том, что их опыт, полученный в годы Гражданской войны, поможет им победить фашистов, и молодыми командирами, понимающими, что необходимо воевать по-новому, так как "война моторов" требует иного умения. Сталин, к которому пьеса, по видимости, попала из Отдела пропаганды, предельно обострял этот конфликт, добавляя целые абзацы: "Войну нельзя выиграть лишь храбростью. Чтобы выиграть войну, кроме храбрости нужно еще умение воевать, умение воевать по-современному, нужно научиться воевать по-современному. Опыт Гражданской войны для этого недостаточен". "Сталин говорит, что нужно смелее выдвигать на руководящие должности молодых, талантливых полководцев наряду со старыми полководцами…" И так далее… "Фронт", напечатанный в нескольких номерах газеты "Правда", вызвал немедленную реакцию. Маршал Советского Союза, бывший Нарком обороны СССР С. К. Тимошенко написал Сталину: "Эта пьеса вредит нам целыми веками, ее нужно изъять, автора привлечь к ответственностию..." И так думал не он один, не ведая, что Сталин был в какой-то степени соавтором Корнейчука.
Драма "Русские люди" была также напечатана в "Правде" и, как и леоновское "Нашествие", вызвала неоднозначную реакцию. Сомнение вызывало то, что в патриотических пьесах могли появиться русские, которые принимали сторону фашистов. И опять требовалось высочайшее вмешательство для того, чтобы успокоить бдительных критиков. Но дело было, видимо, не только в этом. Один из ответов на свой вопрос нашел в выступлении Л. Леонова на драматургическом совещании 1943 года: "В логической цепи: война - горе - страдание - ненависть - месть - победа, - трудно вычеркнуть большое слово "страдание"… Горе народа, его испытания вызывают великое смятение чувств в душе художника, и тогда возникает созревший в тебе крик". Патриотизм и страдание два совместных чувства, они взаимопроникающи. Настоящие писатели об этом знают.
Русская и советская литература о войне обрушила на читателей столько прозрений о природе человека и общества, о людском подвиге и падении, о жизни и смерти, что невозможно оскорблять соотечественников заказными поделками. В этом, собственно, и заключается главная проблема сегодняшних авторов…
Именно поэтому мне было так сложно решиться на встречу с ребятами из Луганской Народной Республики. Их нельзя было убеждать даже самыми красивыми и верными лозунгами. Наверное, поэтому рискнул рассказать им про свою маму, которая оказалась в Уфе в эвакуации, здесь перескочила из восьмого в десятый класс, чтобы поступить в Первый медицинский институт. И здесь она почувствовала себя частью большой страны.