08.10.2024 12:59
Общество

Ураган "Милтон" затормозил возвращение из космоса корабля Crew Dragon

Текст:  Наталия Ячменникова
По сообщению NASA, до 13 октября отложено возвращение с МКС на Землю корабля Crew Dragon с космонавтом "Роскосмоса" Александром Гребенкиным.
/ HANDOUT / NOAA / AFP
Читать на сайте RG.RU

Россиянин входит в экипаж миссии Crew-8 по соглашению о перекрестных полетах. Вместе с ним в команде Crew Dragon с марта 2024 года на Международной космической станции работают астронавты NASA Мэттью Доминик, Майкл Барратт и Джанетт Эппс.

Вид на мощный ураган "Милтон" с борта МКС

Причина задержки спуска американского корабля с орбиты - неблагоприятные погодные условия в районах приземления возле побережья штата Флорида (США) из-за прохождения урагана "Милтон".

В отличие от российских "Союзов", которые приземляются, Crew Dragon садятся на воду в Атлантике. Без помощи двигателей, только на парашютах. И, как показывает практика, возвращение корабля едва ли не критически зависит от погоды. Были случаи, когда из-за шторма астронавтам приходилось задерживаться на орбите.

Надо сказать, что приводнение часто использовалось NASA, например, для всех спускаемых аппаратов программ "Меркурий", "Джемини" и "Аполлон" (включая Скайлэб). На этот вид посадки были теоретически рассчитаны американские шаттлы, но садились они все-таки на землю. Сейчас приводнение применяется для кораблей Dragon компании SpaceX.

США создают модели ядерных ракет для отправки на Марс

Так почему астронавты приводняются? Эксперты объясняют это тем, что регионы Северной и Южной Америки крайне населенные, что делает приземление опасным. А Тихий и Атлантический океан - идеальное место для "приема" космического аппарата.

У приводнения есть плюсы и минусы. С одной стороны, специалисты отмечают, что оно гораздо комфортнее для экипажа, чем приземление. Потому что вода срабатывает как амортизатор и гасит часть удара при посадке. С другой стороны, сама эвакуация спускаемой капсулы - операция довольно непростая и недешевая.

Возможность приводнения запланирована для многих будущих космических кораблей. Приводнение, по оценке экспертов, особенно актуально для аппаратов, запускаемых с прибрежных космодромов.

Ранее сообщалось, что новый российский космический корабль "Орел" получит систему спасения экипажа от аварий на старте, которая позволит аппарату приводниться в океане и обеспечить космонавтам возможность ожидания прибытия спасательной группировки. Условия позволят ждать помощи в течение 48 часов.

Справка "РГ"

Единственный в истории случай вынужденного приводнения нашего корабля произошел с "Союзом-23" в октябре 1976 года. Командир экипажа - Вячеслав Зудов, бортинженер - Валерий Рождественский. Для обоих это был первый полет.

По расчетам, приземление должно было произойти недалеко от казахстанского города Аркалык. Но спускаемый аппарат перелетел расчетную точку на 120 километров и угодил в озеро Тенгиз в паре километров от берега. Была глубокая ночь. Температура - минус 20 градусов. Выходной люк оказался под водой вместе с отверстиями дыхательной вентиляции. Через пару часов начались проблемы с воздухом. Появились признаки кислородного голодания. Покинуть аппарат было невозможно, так как внутрь хлынула бы ледяная вода...

Космонавты находились в воде около 12 часов. Драматической оказалась и эвакуация. Достать аппарат вместе с экипажем удалось лишь вертолетами.

Космос