09.10.2024 20:18
Технологии

Ольга Макарова, МТС: "Часто российский трафик отдавался бесплатно, лишь бы пользователь платил за зарубежный"

Текст:  Олег Капранов
События, ставшие ключевыми в развитии интернета в России – это не только развитие доменной индустрии, но и развитие инфраструктуры магистральных сетей связи, которые открыли выход в глобальный интернет. О подробностях этой работы "Тридесятому Рунету" рассказала Ольга Макарова, директор департамента коммерческого управления ресурсами МТС.
Читать на сайте RG.RU

В 1999 году в России был организован первый канал пропускной способностью 155 Мбит/c между узлами в Москве и Ростове-на-Дону. По сути, это был первый в стране высокоскоростной магистральный канал. Его оператором был Ростелеком, а управляли этой сетью сотрудники филиала Центра информационных технологий Ростелеком (ЦИТ-РТ), где я тогда работала. После Ростова-на-Дону были организованы высокоскоростные каналы в Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других городах России. Примечательно, что тарифная политика ЦИТ-РТ в то время была такой, что стоимость подключения к магистральной сети Ростелекома не зависела от региона. Можно было подключиться в Москве или во Владивостоке - цена за трафик везде была одинаковой. Позднее экономика скорректирует эту схему, но на тот момент выравнивание тарифов во всех регионах способствовало активному развитию интернета во всей стране, не только в столицах.

В это же время начались закупки высокоскоростных международных каналов связи для присоединения к глобальному интернету за пределами России. Самый широкий канал для подключения к глобальному интернету на условиях договора долгосрочной аренды появился на стыке 1999 и 2000 годов у компании «Голден Телеком». Пропускная способность канала тогда составляла 1 Гбит/c. Сегодня этот показатель на внутрироссийских направлениях и на трансграничных переходах измеряется терабитами в секунду. Эти два события привели к тому, что стоимость российского трафика начала расти, а стоимость зарубежного трафика - падать.

Нужно отметить, что до конца 1990-х в большинстве тарифных планов стоимость российского и зарубежного трафика сильно различалась. То, что тогда называлось российским интернетом, фактически представляло собой трафик, которым обменивались преимущественно московские интернет- и сервис-провайдеры, и очень ограниченное число региональных интернет-сервис провайдеров, которые каким-то образом могли организовать канал до Москвы до точки обмена трафиком (сегодня MSK-IX). Российский интернет-трафик не стоил практически ничего, а зарубежный был достаточно дорогим. Часто российский трафик отдавался бесплатно, лишь бы пользователь платил за зарубежный. Пройдет совсем немного времени и все без исключения интернет-провайдеры и операторы связи перестанут разделять трафик на российский и зарубежный. Останется только один вид трафика – трафик глобального интернета, неотъемлемой частью которого является его российский сегмент.

То, что тогда называлось российским интернетом, фактически представляло собой трафик, которым обменивались преимущественно московские интернет- и сервис-провайдеры

Второй важный момент этого периода – отказ от использования, как тогда считалось, перспективной и многообещающей технологии ATM (Asynchronous Transfer Mode) в пользу технологии IP/MPLS при строительстве магистральных сетей. Это было точное попадание в цель, позволившее избежать лишних затрат на закупку дорогостоящего оборудования, которое быстро устарело морально.

Параллельно с развитием высокоскоростных магистральных сетей шло активное развитие широкополосных сетей доступа. В тот момент основной технологией для подключения конечного пользователя к интернету не с помощью телефона и модема, а по выделенной линии, стала технология ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line). Одним из лидеров московского рынка этой технологии была компания «МТУ-Интел», позже присоединившаяся к «Комстар – Объединенные Телесистемы», а затем к МТС. В Санкт-Петербурге лидером по подключению ADSL была «ПетерСтар», влившаяся затем в группу компаний «Синтерра». Сначала цены на ADSL подключение были достаточно высокими ~ 90 долларов США в месяц за скорость от 64 до 128 Кбит/c. С ростом абонентской базы стоимость подключения снижалась. Отправной точкой, когда проводной, а не Dial-Up интернет стал массовым, можно считать установление тарифов на ADSL подключение на уровне 30 долларов США.

Здесь нужно отметить интересный момент. В июле 2003 года принимается Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи». Закон и проекты подзаконных актов обсуждались регулятором с интернет- сообществом в рабочих группах при Ассоциации документальной электросвязи, в дискуссиях затрагивался вопрос необходимости жесткого регулирования доступа по ADSL. Многие положения Федерального закона «О связи от 07.07.2003 г. коррелировали с Рамочным документом Европейского Союза по регулированию отрасли связи (ЕС-РДС), который был утвержден Европейским Парламентом в декабре 2001 года. После принятия ЕС-РДС в Европе предпринимались попытки жесткого регулирования открытого доступа к инфраструктуре для предоставления ADSL услуг операторами, имеющими существенную рыночную силу. Российские регуляторы пришли к выводу, что жесткое регулирование технологии ADSL не нужно. Это решение послужило толчком к развитию волоконно-оптических сетей доступа альтернативными операторами, что ускорило внедрение этой технологии всеми игроками рынка. Скорость фиксированного доступа существенно возросла.

Регуляторы выступили против жесткого регулирования ADSL. Это привело к развитию волоконно-оптических сетей доступа альтернативными операторами, что ускорило внедрение этой технологии всеми игроками рынка. Скорость фиксированного доступа существенно возросла.

В начале 2000-х российский операторский рынок привлек интерес зарубежных игроков. Ряд крупных иностранных операторов пытались установить свои маршрутизаторы в Москве для продажи трафика некрупным российским операторам, наряду с крупными. Такая политика, как позже покажет практика ряда стран бывшего СССР и Восточной Европы, будет иметь достаточно негативные последствия. Фактически это приведет к разрушению региональной интернет-экосистемы на самом раннем этапе ее формирования. Национальные операторы не будут заинтересованы в установлении прямых соединений между собой, предпочитая обмениваться трафиком через маршрутизаторы зарубежных операторов, установленных на территории их государств. В результате образуются «короткие петли» зарубежного трафика, ликвидировать которые очень сложно. Такое поведение зарубежных игроков не понравилось крупным российским интернет-провайдерам, что привело к подписанию между ними соглашения о правилах пиринга. Согласно правилам, любой участник интернет-экосистемы мог стать «членом пирингового клуба» при выполнении двух условий: соответствие по объемам входящего и исходящего трафика со всеми членами клуба и наличие присоединения к глобальному интернету в зарубежных локациях не менее, чем в двух точках со скоростью, не меньшей, чем определенно правилами. Если оператор отвечал этим критериям, он мог присоединиться к пиринговой группе в качестве пиринг-партнера (в прессе часто использовалось выражение «отдельная пиринговая группа»). Если участник рынка этим условиям не отвечал, он мог купить трафик у любого из членов отдельной пиринговой группы. До сих пор отношение к созданию отдельной пиринговой группы у разных участников рынка разное. Тем не менее, определение правил пиринга и создание отдельной пиринговой группы позволило сформироваться российскому сегменту интернета, что привело к минимизации зарубежных петель российского трафика. Одновременно с этим в России начал активно формироваться конкурентный рынок услуг по предоставлению в пользование международных каналов связи, что позволило многим участникам российского интернет-рынка организовать каналы для подключения к зарубежным точкам обмена трафиком. Расширение спроса на услуги по предоставлению международных каналов связи стимулировало строительство новых трансграничных переходов и появление новых маршрутов, в том числе через Беларусь.

После образования отдельной пиринговой группы спор между операторами связи и контент-сервис провайдерами о том, что важнее для пользователей - сеть или контент, - и кто должен платить за трафик - оператор контент-сервис провайдеру или контент-сервис провайдер оператору - постепенно разрешился. Попытки отдельных операторов связи платить за контент контент-сервис провайдерам оказались несостоятельными. Контент-сервис провайдеры переориентировались на модели получения средств от рекламы или за подписку на информационные, но не телекоммуникационные сервисы, и не прогадали. Следующим шагом стало развитие CDN и установка кэширующих серверов на сетях операторов связи для приближения контента к потребителю. Росли скорости доступа, росло качество и количество контента, рос русскоязычный сегмент интернета. Впереди было стремительное развитие мобильного интернета.

Связь