09.10.2024 16:00
Культура

Легойда: Даже экспериментальное искусство должно отвечать на вопрос "зачем?"

Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №228 (9470)
Почему Гоголь сжег второй том "Мертвых душ"? Это был нервный срыв или плод поверхностных нравоучительных установок самому себе? Почему литература не пошла путем Пушкина? Должен ли художника касаться "божественный глагол" - об этом наш разговор на полях Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур с главой Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, профессором МГИМО Владимиром Легойдой.
Читать на сайте RG.RU

Владимир Романович, вы назначили мне встречу в зале Ильи Кабакова. Любите современное искусство?

Владимир Легойда: Все проще, искал место, где можно посидеть и пообщаться. Зал, в котором увидел кресло, оказался залом Кабакова.

А кресло - экспонатом выставки Кабакова?

Владимир Легойда: Не знаю. Я не очень интересуюсь современным изобразительным искусством. Хотя понимаю, что категория "подлинное искусство" не умещается только в академический формат. Но я человек не столько "насмотренный", сколько "начитанный". Правда, все-таки не похож на описанную однажды Михаилом Гаспаровым дочь иранского посла, которая, оказавшись в 1947 году в Третьяковке перед "Явлением Христа народу", сказала: "А у нас всегда такая погода". Не могу сказать, что я так же реагирую, но нюансы игры теней и света для меня, скорее, закрыты. Восхищаюсь людьми, которые могут часами смотреть на какое-то полотно, рассматривая эту игру и погружаясь в созданный автором мир.

Даже экспериментальное искусство должно отвечать на вопрос "зачем?". Если вы выносите свои эксперименты на публику, ответьте на этот вопрос

Однако современные игры с формой в изобразительном искусстве мне кажутся прежде всего попыткой рационализировать иррациональное. Все-таки само деление на форму и содержание - это аналитическая процедура, препарирующая живую художественную ткань. Аналитическая процедура, может, что-то и помогает понять, но чему-то и мешает.

Как в разных странах адаптируют искусство, чтобы завлечь поколение тиктокеров

Ну а в перформансах художники и вовсе пытаются сконструировать нечто, что выдается за художественное произведение.

Для меня все это противоположно тому, о чем гениально написал Пушкин в стихотворении "Поэт": Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...

"Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется..."

Владимир Легойда: Да. Это очень точная метафора создания художественного произведения. Надо, чтобы художника коснулся "божественный глагол" и чтобы слух был чутким, конечно. Перформансы, по сравнению с этим, искусственная, сконструированная, не озаренная глубоким вдохновением вещь. Здесь положим кучку мусора, тут лампу разобьем, там будет кто-то прыгать, а все вместе будет выражать наши ощущения. Хотя, конечно, в искусстве трудно предложить критерий отличия подлинного от неподлинного.

Но современное искусство связано с поиском нового языка. Возьмем художественные языки XX века, блистательных Матисса и Пикассо. На своих "поломанных" языках они смогли выговорить что-то, чего не скажешь обычным языком.

Владимир Легойда: Но этих замечательных художников и их картины не свести к игре с формой. Я, когда говорил о рационализации, имел в виду искусство уже после Пикассо и Матисса, в перформансах уже нет вот этого целостного начала...

Историк рассказал, как Гоголь и Салтыков-Щедрин испортили репутацию министров

Но через мусор и битое стекло, искусство, зачерпывающее обычную жизнь, несет в себе вызов, провокацию, попытку сломать стереотипы, нарушить покой банального человека.

Владимир Легойда: Мне понравилось, когда замечательный режиссер Валерий Фокин, комментируя чье-то решение поставить спектакль в лифте, спросил: а зачем ставить в лифте? Что там раскроется? В чем вызов? В чем провокация? Даже экспериментальный театр должен отвечать на вопрос: зачем? Я все пытаюсь объяснить студентам, что их эксперименты оправданы как внутренний эстетический опыт, но если вы выносите его всем на глаза, ответьте на вопрос: зачем? Да, сейчас модно играть спектакль в лифте, в баре, в гостинице, и пожалуйста...Но разве это заявка на шедевр? Нет, скорее всего, перформанс, способный собрать 20-30 человек зрителей и актеров, попивающих вместе с ними коктейль и что-то пытающихся транслировать. То есть это все лежит на полочке "занятно, но не более того".

/ GettyImages

Хотя, конечно, то, что искусство - это провокация, нельзя сбрасывать со счетов. Я вот думаю, а нервный разрыв Гоголя с самим собою, его излом, метания и терзания не являются ли результатом того, что в какой-то момент он не смог смириться с провокационным началом в искусстве? Меня уверяли лучшие современные гоголеведы, что мировоззрение Гоголя было целостным и с детства религиозным. Но в определенный момент случился этот излом. Накопилось ли в нем что-то? Не был ли он вызван расстройством от того, как неверно публика приняла его "Ревизора", увидев в нем одну лишь сатиру? И не прочитав образ подлинного ревизора, того, с кем не миновать встречи каждому - Бога. Гоголь же, как верующий человек, писал и молитвы. Хотя они не стали частью церковной жизни. Я спрашивал у гоголеведов: почему? Ответ неясен. Хотя невхождение молитвы в практику необязательно свидетельствует о ее слабости или неправильности.

Денди в тренде: почему молодые дизайнеры вдохновляются эпохой Пушкина

У Гоголя был гениальный дар веселого, легкого, фантазийного и при этом точного и беспощадного зрения на окружающую его действительность. Но он устыдил себя за несерьезный взгляд, попытался ухватиться за правильную прямую мораль и... сжег плоды этой попытки - второй том "Мертвых душ". Может, у него просто не было дара к тому, в чем ему так хотелось отметиться, и от этого все эти натужности, наивности, а то и глупости "Выбранных мест из переписки с друзьями". Ну как можно не так уж задолго до отмены крепостного права писать, что его не стоит отменять и в нем немало пользы?!

Владимир Легойда: Ну, "Выбранные места...", может быть, в чем-то можно справедливо покритиковать за этакий наивный и малоприемлемый дидактизм.

У двух святых оценки этого текста разнятся. Преподобный Варсонофий Оптинский сожалел, что вот начал писатель рассуждать о Боге, и его тут же затравила передовая (сегодня бы, наверное, сказали "либеральная") публика. А святитель Игнатий (Брянчанинов), оценив "горячность сердца" Гоголя, написал: "чтоб светил фонарь, недостаточно часто вымывать стекла, нужно, чтоб внутри его зажжена была свеча". Мне этот текст кажется бесконечной чисткой стекол...

Владимир Легойда: В русской литературе, пожалуй, только у одного художника не возникало конфликта между творчеством и мировоззрением - у Пушкина. Протоиерей Александр Шмеман в своих "Основах русской культуры" даже говорил, что Пушкин самый религиозный русский автор. Не потому, что у него в каждой строчке церковь , а потому, что у него глубоко религиозное отношение к жизни... Но русская литература, при всем почтении к Пушкину, не пошла по его пути. Пушкин в каком-то смысле обозначил наш идеал, но - остался один на вершине горы... Наследников Гоголя все-таки больше.

В Калужской области продолжаются Дни Достоевского в Оптиной пустыни

А если говорить о даре, то, наверное, только у двух великих русских писателей он шел по нарастающей. У Пушкина и Достоевского. Последний роман Достоевского, конечно, вершина творчества. А был замысел еще двух. Есть известное рассуждение Мережковского о том, что Пушкин стал бы русским Гете, если бы не погиб в 37 лет...

Так моральный дидактизм вреден в литературе?

Владимир Легойда: Юрий Лотман писал, что литература не должна быть дидактична. Но над этим еще стоит размышлять. Удивительно, но лучшие стихи Тимура Кибирова абсолютно прямолинейны. Как "Теодицея", например, или "Их-то Господь - вон какой!". У меня в "Парсуне" он говорил, что есть вещи, которые надо высказывать прямо.

Литература История