В первом полугодии 2024 года, по данным АМДПР, розничные продажи мебели увеличились в целом по стране на 10%, достигнув почти 250 млрд руб. При этом наибольший рост показали Северо-Западный, Северо-Кавказский и Сибирский федеральные округа. В СЗФО продажи увеличились на 21%, до 24,5 млрд руб. На Кавказе - на 18% (до 19,4 млрд руб.), в Сибири на 15% (22,2 млрд). В то же время в Центральном федеральном округе, на который приходится более трети всей розничной реализации мебели в России, продажи выросли всего на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 89,8 млрд рублей.
Тем не менее лидером по розничным продажам мебели остается ЦФО. В разрезе регионов лидирует Москва, где было продано больше мебели, чем в любом другом федеральном округе, кроме ЦФО. За ней следуют Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская, Ростовская области и Краснодарский край. В десятку лидеров также входят Тюменская область, Татарстан, Новосибирская область и Ставропольский край.
Рост отрасли во многом связан с результатом эффективной работы ведущих производителей, считает президент АМДПР, гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. "Мебельщики сосредоточились на выпуске более доступных, но качественных мебельных решений", - говорит он.
Разные темпы роста в регионах объясняются рядом причин, считает к.э.н., доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Анна Цветкова. Так, Северо-Кавказский ФО в этом году был одним из лидеров по промышленному росту. А это стимулировало увеличение реальных доходов населения. Важно и то, что на Кавказе наблюдается значительный прирост объема ввода жилья. По итогам первого полугодия, по данным Росстата, он увеличился на 90% по сравнению с тем же полугодием 2023 года. А это, в свою очередь, стимулирует спрос на покупку мебели для новых квартир. "Сказывается и тот факт, что из-за прежних экономических трудностей эти регионы имели отложенный спрос. Еще одним фактором можно считать развитие внутреннего туризма. Увеличиваются турпотоки, что способствует развитию гостиничного и ресторанного бизнеса, а также продажам мебели для коммерческих объектов", - говорит Цветкова.
Рост объемов розничных продаж мебели связан и с ростом цен, отмечает д.э.н, профессор, завкафедрой туризма и гостиничного бизнеса Финуниверситета Татьяна Розанова. Цены же повышаются из-за усложнения логистики и увеличения расходов на транспортировку, роста спроса, связанного с активным строительством жилья. Рост онлайн-покупок также влияет на повышение стоимости, считает она, - это и стоимость интернет-канала, и работа с маркетплейсами, которые также вкладываются в цену самой мебели.
Между тем, по данным Шестакова, цены на мебель повышаются медленнее других. С августа 2023 по август 2024 года они выросли лишь на 8,7%, тогда как общий рост цен на товары и услуги составил 9,1%, отмечает эксперт. "Начиная с ноября 2022 г. инфляция на мебель была ниже инфляции на все остальные товары и услуги. Мебель является предметом отложенного спроса, и высокие цены на нее просто отпугнут покупателей, которые подождут с покупкой "до лучших времен", - говорит он.