От Bayraktar до FPV-дронов
Убедившись, что БПЛА неплохо справляются с ролью штурмовиков, их стали вооружать более основательно. Преуспела здесь Турция. Дроны Bayraktar ("Знаменосец") хорошо показали себя на Ближнем Востоке, а потом и на Кавказе. До начала СВО Киев возлагал большие надежды именно на Bayraktar TB2. Поклонение ему принимало извращенные формы - Байрактарами даже называли детей. Не говоря уже о громких заявлениях, что Россия этому дрону ничего противопоставить не сможет.
Но надежды не оправдались, наши зенитные комплексы буквально перещелкали их в небе Донбасса. На помощь ВСУ попытались прийти американцы. Разработанные ими MQ-9 Reaper ("Жнец") представлялись чудо-оружием.
Стоимость тактической единицы MQ-9 - 30 млн долларов, она состоит из нескольких БПЛА, станции наземного управления, коммуникационного оборудования, ЗИП и обслуживающего персонала. Эти дроны ранее использовались в Афганистане, причем каждое применение сопровождала оглушительная реклама, создававшая впечатление об их якобы невероятных возможностях. На первый взгляд так оно и было. Продолжительность полета - 27 часов, максимальная скорость - 400 км/ч, потолок - до 15 км (хотя для использования оружия он должен опускаться до 6 км), грузоподъемность - 1740 кг, дальность полета - 6 тыс. км. Сообщалось, что в 2010 году ударом именно с Reaper был убит шейх аль-Масри, третий человек в "Аль-Каиде" (запрещена в РФ), а в 2020 году - иранский генерал Касем Сулеймани.
Казалось бы, дрон действительно опасный. Но ведь применялся он там, где не существовало эффективной ПВО. Не зря американское издание Defense News отмечало, что Reaper тихоходен и не сможет работать в противостоянии с технически оснащенным противником. И поначалу Вашингтон обещал Киеву передать партию "жнецов", однако, оценив возможности российской ПВО, передумал.
Для многих стало неожиданностью, что большие беспилотники самолетного типа в зоне СВО оказались лишними. Кстати, наш "Иноходец" широкого применения тоже не нашел. В отличие от небольших юрких аппаратов. В качестве разведчиков и корректировщиков огня хорошо проявили себя "Орлан-10" и "Орлан-30". Удачной оказалась конструкция барражирующих боеприпасов типа "Ланцет".
А настоящую революцию произвели FPV-дроны, которые еще недавно считались игрушками продвинутых геймеров. Сегодня они стали самыми массовыми, используемыми и как разведчики, и как атакующие дроны-камикадзе. Аббревиатура FPV образована от английского first person s view - "вид от первого лица". Как правило, в качестве БПЛА используются квадрокоптеры. В них установлены видеокамеры, сигнал от которых передается на очки виртуальной реальности. Преимущество FPV-дронов - в их дешевизне, к тому же их можно собрать буквально "на коленке".
"Князь Вандал Новгородский" и другие
После внедрения в войска "Ланцетов" Россия во второй раз опередила Украину - теперь в применении беспилотников, управляемых по оптоволоконному кабелю. "Князь Вандал Новгородский" (дальность до 15 км) устойчив к вражеским РЭБ, передавая качественную картинку до столкновения с целью. На сегодня это наш лучший FPV-дрон на фронте, находящийся в руках дроноводов, а не на выставках.
Само по себе управление летательным аппаратом по проводам - дело не новое и хорошо отработанное. Первые ПТУРСы - противотанковые управляемые реактивные системы управлялись именно по проводам и весьма эффективно. Одним из лучших ПТУРСов такого типа стала "Малютка", созданная в СССР в начале 1960-х. Неоднократно модернизированная под различными названиями она стоит на вооружении в некоторых странах и по сей день. Когда этот ПТУРС внедряли в войска, у военных были сомнения - не запутаются и не оборвутся ли провода управления, к примеру, в кустах. Случаи обрыва бывали, но в целом такая система показала высокую надежность и эффективность. Правда, дальность полета "Малютки" не превышала 3 км.
Если говорить о беспилотниках, то на первый взгляд управление ими по проводам вполне оправданно и даже оптимально. Однако запускать их надо с большой поляны, лишенной растительности. И раскручивать провод на дальность более 10 км желательно с мачты высотой метров 25. Получается, обретая устойчивость к РЭБ, такие дроны теряют мобильность и получают сильнейший демаскирующий фактор вроде мачты. Так что есть плюсы, но есть и минусы.
В сентябре украинские войска начали использовать "выжигающие" дроны, оснащенные зажигательной смесью на основе термита. Она способна гореть с температурой до 2,5 тыс. градусов, уничтожая укрытия и имущество.
Противник применяет такие БПЛА не только с целью инициации пожаров в российском тылу или уничтожения лесополос, но и против техники и личного состава нашей армии. "Они просто поджигают поля, леса, машины, людей. Именно с дронов. Ни с ракет, ни с чего, а именно с дронов. Дрон подлетел, распылил эту жидкость, а там температура горения большая, и потушить ее невозможно - ни водой, ни землей. Пока сама не выгорит, будет гореть и гореть", - сообщил РИА Новости военнослужащий группировки "Днепр". В ответ наши бойцы стали применять аналогичные средства. Противник будет еще более уязвимым, когда ВС России начнут использовать тяжелые гексакоптеры "Кощей", оснащенные пирогелем - зажигательной смесью, сочетающей липкость напалма и температуру горения термита.
Перспективными являются и стреляющие беспилотники, которые могут быть использованы для штурма позиций противника. Сегодня ВСУ испытывают дрон, вооруженный автоматом Калашникова, а также экспериментируют с установкой противотанкового гранатомета РПГ-18 на большой FPV-дрон. У нас также ведутся работы по оснащению FPV-дрона гранатометом РПГ-26 "Аглень". Рассматривались и варианты уничтожения дронов, особенно небольших типа FPV, по тому же принципу, как охотятся на пернатых - с помощью гладкоствольного оружия, стреляющего картечью, которое предполагалось устанавливать на мощные дроны-истребители (об оригинальных конструкторских решениях изобретателя Кузнецова - см. на сайте rg.ru).
Можно отметить также дроны "Куб", способные или сразу атаковать - как управляемый снаряд, или наносить удар (в том числе групповой) по команде в наиболее удачный момент, перед этим некоторое время кружа над заданной точкой.
Противник, уничтожая наши разведывательные дроны, ставит под угрозу весь арсенал средств поражения. ВСУ научились перехватывать даже небольшие беспилотники, что часто делает контрбатарейную борьбу неэффективной. И потому сегодня идет напряженный поиск решения проблемы. Активизировался так называемый народный ОПК. Мастера-самоделкины, зачастую работающие в гаражных мастерских, просто фонтанируют идеями. Предлагаются разные варианты - вплоть до установки на БПЛА камер заднего вида и станций РЭБ. Разрабатывается дрон-перехватчик, стабилизирующийся в момент выстрела воспламенением контрзаряда. Есть и экзотичные варианты. Например, сообщалось о работах над дроном-перехватчиком "Осоед", оснащенным сеткометом. Перед вражеским БПЛА он выбрасывает сетку, в которой тот должен запутаться и упасть на землю.