12.10.2024 15:37
В мире

На ВДНХ открылась экспозиция "Белорусы на БАМе"

Текст:  Юлия Васильева
Необычный железнодорожный инструмент, уникальные документы и издания, личные вещи участников стройотрядов - в белорусском павильоне на ВДНХ в Москве развернулась тематическая экспозиция "Белорусы на БАМе. 50 лет стройке века", посвященная юбилею Байкало-Амурской магистрали, который Россия и Беларусь отмечают в 2024 году. Особую атмосферу экспозиции создают работы известного гродненского фотомастера, заслуженного журналиста Белорусского Союза журналистов, руководителя Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народной студии фотоискусства "Гродно" Александра Лосминского. Его черно-белая фотохроника, словно на машине времени переносит во времена легендарной стройки, рассказывая историю первопроходцев.
/ Юлия Васильева
Читать на сайте RG.RU

Еще в XIX веке появились первые предложения по транспортному освоению Забайкалья и Приамурья. В начале XX века изучалась география будущей грандиозной стройки, проводилась даже трассировка маршрута. Перед Великой Отечественной войной и в послевоенные годы были уложены отдельные участки. Полномасштабное же строительство железной дороги стартовало в апреле 1974 года. Именно тогда, на XVII съезде комсомола, БАМ был объявлен ударной стройкой.

Ярчайшей страницей в судьбе нескольких поколений и одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории человечества назвал БАМ Посол Беларуси в России Александр Рогожник на торжественной церемонии открытия экспозиции. По его словам, магистраль сыграла не только экономическую и военно-стратегическую, но и огромную социальную роль, объединив более 2 миллионов строителей со всех концов огромной страны. БАМ помог открыть для экономики перспективные, быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечил надежный транспортный маршрут для всей Евразии. Благодаря прокладке магистрали введены в оборот богатейшие месторождения угля, железной руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа.

"Активное участие в строительстве магистрали принимали около 60 тысяч белорусов, демонстрируя всему миру, на что способны настоящие патриоты, объединенные великой целью. Около 60 процентов строителей магистралей были моложе 30 лет. В 1976 году по итогам общественного, как тогда назывался, призыва молодежи комсомольская организация БССР была признана лучшей среди всех республик большого Советского Союза. Отрадно и то, что спустя десятилетия белорусские студенты снова едут строить объекты на легендарной железнодорожной магистрали "БАМ 2.0". Сегодня слова особой признательности мы адресуем нашим БАМовцам, чей бессмертный трудовой подвиг золотыми буквами навсегда будет вписан в историю Байкало-Амурской магистрали", - подчеркнул глава белорусской дипмиссии.

Участие в торжественном открытии экспозиции принял Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Он отметил, что каждый из белорусских строителей БАМа состоялся в обществе "у каждого своя социальная роль, весомый, авторитетный набор задач, которые они решают сегодня во благо свободной независимой Беларуси". Госсекретарь особо подчеркнул, что "на счастье для всех нас, все разговоры начала 90-х, что БАМ - стройка - в никуда, завершены".

50 лет назад было принято решение построить Байкало-Амурскую магистраль

"Потенциалом этой удивительной магистрали, перспективами ее развития доказано, что это был великий и особо значимый проект. Люди, кто сознательно выбрал для себя трудовой подвиг на этой стройке и кого пытались опорочить в начале 90-х, сегодня получают наше признание, уважение и подтверждение того, что их труд был невероятно важен", - заявил он.

Дмитрий Мезенцев также напомнил, что на прошедшем недавно Восточном экономическом форуме Президент России Владимир Путин заявил о том, что белорусская сторона при поддержке со стороны Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко готова участвовать в становлении проекта международной территории опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. И сегодня всем понятно, что МТОР на Дальнем Востоке невозможно развивать без потенциала обновляемого полигона "БАМ-2.0". Сегодня значение этой стройки, новое прочтение этого потенциала для Беларуси и России в форматах Союзного государства и в рамках интеграционной повестки трудно переоценить, заявил Госсекретарь Союзного государства.

/ Юлия Васильева

"Мы знаем, что Александр Григорьевич Лукашенко объявил нынешний год Годом качества. И может быть, что та огромная работа в Беларуси, которая проводится сегодня во исполнение задач, поставленных ее национальным лидером, - это определенное наследие того качества работы, качества взаимодействия, сотрудничества, которое было сформировано на БАМе, как стройке века и проекте нашей единой страны", - заключил Дмитрий Мезенцев.

Герой Социалистического Труда Ефим Басин, в прошлом - руководитель ГлавБАМстроя, личность для строителей магистрали легендарная, вручил Дмитрию Мезенцеву юбилейную медаль "50 лет Байкало-Амурской магистрали".

"Для меня эта медаль соотносится с той медалью за строительство БАМа, которую я получил много раньше, - признался Госсекретарь. - И для всех тех, кто причастен к "стройке века", этот особый знак - возвращение нас в то время, сверка позиций и подтверждение того, что мужество твое в гражданской жизни тоже должно быть востребовано, как и стойкость наша сегодня, убежденность в правоте российской политики, в поддержку той линии, которую проводит Россия в защиту своих национальных интересов". Он вспомнил своих командиров на БАМе. Особенно тепло уроженца Беларуси, Героя Социалистического труда полковника Степана Пальчука: "И для меня, как офицера железнодорожных войск, и для сотен офицеров, тысяч солдат и сержантов, он был образцом человеческой порядочности, надежности и, наверное, примером того, каким должен быть командир". Он отметил, что все те офицеры, которые прошли школу восточного участка БАМа, показывали особую добросовестность, особое внимание к личному составу. Это были люди эталонного товарищества, служения своей стране и делу, по-своему очень скромные люди, вне зависимости от того, сколько звезд на погонах у них было.

О том, что БАМ по-прежнему не теряет важности, более того, его значимость постоянно растет, рассказали начальник государственного объединения "Белорусская железная дорога" Валерий Веренич и первый заместитель главы компании РЖД Сергей Павлов. "Пять десятилетий спустя БАМ не потерял своей актуальности. Наоборот, Байкало-Амурская магистраль, как и весь Восточный полигон, является стратегической транспортной артерией, символом дороги будущего, мощным импульсом экономического развития. Мы, железнодорожники, видим в развитии БАМа значительный потенциал для увеличения международных грузовых перевозок на благо экономик Беларуси и России, а также формирования современной конкурентоспособной логистики на всем евро-азиатском континенте", - заявил Валерий Веренич.

Чем БАМ 2.0 отличается от БАМ-2 и зачем России две магистрали на восток

По словам Сергея Павлова в текущем году провозная способность магистрали составит почти 50 миллионов тонн. Сегодня реализуется уже новый проект, связанный с Байкало-Амурской магистралью, - "БАМ 2.0", как часть глобальной инициативы "Восточный полигон", объединяющей в себе транспортный потенциал Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Проект предусматривает увеличение пропускной способности до 240 млн тонн. И в этой амбициозной стройке также принимают участие российские и белорусские студенческие отряды.

/ Юлия Васильева

Как жилось первопроходцам рассказал Александр Лосминский.

"Все проходило на моих глазах. Весной 1975 года ЦК ЛКСМ Беларуси сформировал из более 100 человек для строительства БАМа Первый ударный комсомольский отряд имени Героя Советского Союза Николая Кедышко. Белорусам поручили строить железную дорогу на север Якутии, на вечной мерзлоте от Тынды до Беркакита. С ними вести летопись отряда, выехал в командировку, и я, молодой гродненский журналист. Меня выбрали, потому что я был "три в одном" - снимал на камеру, она была тяжелая, был фотокорреспондентом и пишущим", - поделился с СОЮЗом Александр Лосминский. Он рассказал, что белорусы высадились в Якутии, на вечной мерзлоте у речки Золотинка. Жили в вагончиках, строили временный поселок - сооружали сборно-щитовые дома, прорубали лес, делали насыпь и прокладывали рельсы. Условия были тяжелые - летом температура поднималась до плюс 40 градусов, а зимой до минус 60 градусов. Одним словом, романтика с киркой в руках. Кстати, последних первое время не хватало.

Экспозиция "Белорусы на БАМе" открылась на ВДНХ

"Через месяц после возвращения, в Минске, в большом фойе здания ЦК ЛКСМБ перед началом Пленума ЦК комсомола "по БАМу" была показана моя большая фотовыставка, которую открывал Петр Миронович Машеров, а я был 20 минут его экскурсоводом, - рассказал Александр Лосминский. - На всю жизнь запомнилась эта встреча, его улыбка и его слова: "Теперь, как обустроились белорусы на БАМе, с помощью ваших фотографий впервые увидит вся республика". И тогда Беларусь взяла шефство над сотней своих комсомольцев. Прямо после Пленума, по решению Машерова, был подарен белорусскому отряду на БАМе самый большой в то время крытый грузовик "МАЗ", наполненный доверху самым необходимым - от гвоздей, топоров, пил и так далее. И комиссар отряда, Николай Бондарев, прибывший самолетом на Пленум, своим ходом через всю страну, довез этот груженый "МАЗ" в Якутию, в поселок Золотинка, где на вечной мерзлоте белорусы строили свой поселок". По словам Александра Лосминского о бамовском прошлом можно говорить часами. О том, как здешние двери не знали замков, как люди дружили, любили и созидали. Верили, что их труд и эта стройка нужны стране и потомкам. БАМ стал легендой и вошел в историю, прежде всего, как пример фантастического мужества трудившихся ради сооружения новой железной дороги людей, их готовности ставить превыше всего интересы Отечества.

Москва Арт Беларусь