Как заявили в МИД Индии, правительство южно-азиатской республики решило выслать из страны шесть высокопоставленных канадских дипломатов. Среди них оказался исполняющий обязанности посла Канады, а также его заместитель и четыре первых секретаря канадского посольства. На отъезд из Нью-Дели нежелательным канадцам индийские власти дали ровно пять дней.
Как сообщило издание Hindustan Times, столь резкому шагу предшествовало получение властями Индии официального сообщения по дипломатическим каналам из Канады о том, что к работающим в Оттаве индийским дипломатам у канадских правоохранителей возникли серьезные вопросы. Они связаны якобы с причастностью сотрудников посольства Индии, включая главу индийской дипмиссии в Канаде, к произошедшему летом прошлого года убийству одного из лидеров сикхской общины Канады Хардипа Сингха Ниджара.
Последний активно выступал за создание на территории индийского штата Пенджаб, большую часть населения которого составляют этнические сикхи, независимого государства Халистан со столицей в городе Амритсар. Разумеется, Халистанское сепаратистское движение, которое в 1970-1980-х годах активно практиковало насилие и террор ради достижения своих целей, рассматривается индийскими властями в качестве террористического.
Вот уже как 30 с лишним лет центры сикхского сепаратизма были выдавлены из Индии, а активисты "проекта Халистан" в массе своей осели в англосаксонских странах - Британии, Канаде, США и Австралии. При этом, именно Канада стала для сикхов второй родиной - сикхская диаспора в "стране кленового листа" по численности является второй после Индии и сегодня составляет около 800 тысяч человек. В свою очередь, для канадского правительства столь высокое количество избирателей является фактором, заставляющим официальную Оттаву подыгрывать радикальной повестке сикхов-захалистанцев в целях получения голосов всей этнической группы. Именно этим обстоятельством можно объяснить скоропалительные заявления канадского премьер-министра Джастина Трюдо, который еще в сентябре 2023 года заявил о том, что за убийством Ниджара стоят "агенты индийского правительства".
Тогда Нью-Дели ответил заморозкой выдачи виз канадцам в Оттаве, а власти Канады отозвали из Индии 41 своего дипломата.
В свете прозвучавших сегодня новых обвинений Оттавы в адрес индийских дипломатов в Нью-Дели не только их категорически отвергли, но и обвинили правительство Трюдо в поддержке экстремизма, насилия, сепаратизма, а также "целенаправленной стратегии по очернению Индии ради политических очков".
Одновременно из Канады был отозван посол Индии в этой стране Санджай Кумар Верму, а также нескольких других индийских дипломатов "в связи с опасениями за их безопасность". В МИД Индии подчеркнули, что "в атмосфере экстремизма и насилия действия правительства Трюдо поставили под угрозу безопасность дипломатов". "Мы не верим в приверженность нынешнего канадского правительства обеспечению их безопасности. Поэтому правительство Индии приняло решение отозвать посла и других преследуемых дипломатов и должностных лиц", - заявили в индийском внешнеполитическом ведомстве.
Индийская газета The Hindu назвала эскалацию трений между Нью-Дели и Оттавой "драматическим развитием событий", а реакцию МИД Индии "необычно острой".
Очевидно, что 1,5-миллиардная Индия, возрастающая геополитическая роль которой в международных делах является неоспоримым фактом, просто не могла позволить себе и далее терпеть унизительно-пренебрежительное отношение со стороны Канады. Выглядит вполне логичным, что правительство действующего индийского премьер-министра Нарендры Моди предпочло всерьез "показать зубы", чем пребывать в роли "мальчика для битья".
В свою очередь, в канадской прессе активно раскручивается беспрецедентная антиидийская кампания со ссылками на информацию Канадской королевской конной полиции (КККП) - местной контрразведки - о том, что именно Канада выслала шесть индийских дипломатов в связи с их причастностью к "кампании насилия". В частности, цитируемый газетой The Globe and Mail руководитель КККП Майк Дюэм заявил, что индийские официальные лица в Канаде были уличены в "серьезной криминальной активности", включая "угрозу общественной безопасности". При этом, каких-либо доказательств в ходе выступления Дюэма общественности представлено не было.