Анатолий Васильевич, начну с того, что беспокоит общество. Идет обсуждение сроков обучения в школе и вузе, нужно ли их сокращать. Ваше мнение?
Анатолий Торкунов: Мы учились 10 лет и осваивали программу полностью. На выходе мы сдавали и литературу, и русский язык, и биологию, и физику, и математику, и геометрию. Мы были полностью готовы к студенческой жизни. Так что десять лет - вполне нормальный срок обучения, на мой взгляд.
Но в разных странах - разная практика. Где-то после школы учатся еще 8-9 лет. На рынок труда выходят ближе к 30 годам. У нас в России тоже такая традиция была. Помните "Вишневый сад" Чехова? Там был "вечный студент" Петр Трофимов: уже и лысина появилась, а себя все еще не нашел. Сегодня молодежь все же более активная. Это вопрос тонкий, очень деликатный, ведь здесь все завязано на учебную программу.
Что меня беспокоит? Я общаюсь с родителями абитуриентов, и они практически в один голос говорят: в 11-м классе все перестают работать по школьной программе. Каждый занимается только предметами, которые необходимы для поступления в вуз.
Но мое глубочайшее убеждение - в какой бы ты вуз ни поступал, очень важно иметь универсальную базу, чтобы ты смог приспособить свои знания к тем реалиям, которые определяют сегодня рынок труда, и стать востребованным специалистом. В любом случае сфокусироваться на 2-3 предметах невозможно, потому что значительный объем необходимых знаний меняется каждые пять лет. Человек должен учиться всегда.
Как идет учеба по новым учебникам истории для старшей и основной школы? Есть отклик?
Анатолий Торкунов: По материалу учебника истории для 10-11-х классов ребята уже сдавали ЕГЭ в этом году, и хорошо сдали.
К радости авторов, в коллектив которых я вхожу, в целом учебник воспринят позитивно. Я говорил со многими ребятами, в том числе победителями Всероссийской олимпиады по истории этого года, они высоко оценили это издание.
Наши критически настроенные коллеги из-за рубежа пытаются доказать, что в учебнике не хватает каких-то ключевых драматических моментов. Там ничего не "замазано", все события, в том числе трагические, имеют свое место!
А что с учебником для 5-9-х классов?
Анатолий Торкунов: Он сейчас на апробации в школах, к декабрю соберем предложения и внесем правки при необходимости. Что касается изменений и правок, то у нас с издательством в контракте прописано: мы отвечаем за мониторинг и оперативно вносим дополнения и правки с учетом мнений специалистов и учеников. Это самое главное.
Учебник - это важный инструмент. Но работает с ним все равно учитель. В учебниках и старшей, и основной школы огромное количество ссылок, QR-кодов на документы, на фильмы - документальные и художественные, на книги. Все это призвано помочь в подготовке и понимании материала, дополнительно заинтересовать ребят.
У меня в прошлом году внук выпускался из школы. Уже было ясно, что патриотическая тема будет мощно представлена на ЕГЭ. И мы посмотрели почти все, что связано с патриотической тематикой и в литературе, и в кино. И Катаева, и Шолохова, и Симонова. Посмотрели лучшие фильмы, снятые на эти темы: "Два капитана", "Они сражались за Родину", "Освобождение" и другие.
Вы рассказывали, что в свое время для поступления в МГИМО занимались дополнительно только английским языком. Сейчас выпускники школ берут репетиторов чуть ли не по всем предметам, которые сдавать на ЕГЭ. В МГИМО без репетитора вообще можно поступить?
Анатолий Торкунов: Конечно, можно. Ребята сдают ЕГЭ, а не вступительные экзамены. Я считаю, что погоня за вузовскими репетиторами, как это было раньше, бессмысленна. Если нужно помочь подготовиться к ЕГЭ, надо активнее работать со школьными учителями.
Знаю, в некоторых школах есть дополнительные занятия, которые проводят учителя, и школа им оплачивает эту работу в рамках дополнительных образовательных услуг. Это совершенно нормально.
Почему я изучал английский дополнительно? Раньше без этого нельзя было обойтись. В школе два урока в неделю, в классе - 40 человек... А спрос в МГИМО на экзаменах был очень жесткий и конкурс огромный. По другим предметам, если надо было посоветоваться, я обращался к своим школьным учителям, оставался после уроков.
Так почему же сегодня повально все берут репетиторов?
Анатолий Торкунов: Мне кажется, здесь родители страхуются. В вузах есть, как правило, подготовительные курсы. Приходите - занимайтесь. У нас, к примеру, маленькие группы, почти индивидуальное обучение.
Но родителей можно понять. Мы все родители, хотим сделать все возможное для своих детей, не жалеем ни денег, ни сил. Но часто и сил детей тоже не жалеем. Представьте: ребенок в старшем классе и спортом занимается два раза в неделю, и с репетитором - три, и домашние задания тоже никто не отменял.
Но готовиться, конечно, надо. Я веду программу "Ректорат" на Общественном телевидении России, куда приходят ректоры вузов со всей страны. Уже вышло более сорока передач. И скажу честно: очень многие руководители вузов сетуют на школьную подготовку.
МГИМО 80 лет, и 32 года из них - вы ректор. Какие важные изменения произошли в самом университете и в подходах к дипломатическому образованию?
Анатолий Торкунов: Дипломатическое образование всегда было универсальным. Сегодня стал очень популярным STEM-подход к образованию, когда в основе - несколько базовых направлений: наука (science), технологии (technology), инженерия (engineering) и математика (mathematics). Надо сказать, что МГИМО в свое время создавался на таких же принципах, только список предметов был другой. В основе были история, экономика, право, иностранный язык - база, которая пронизывала все учебные программы.
Но сегодня все больше внимания уделяется творческим креативным направлениям. Потому что без творчества невозможно подготовить специалиста, который будет не исполнителем, а сможет работать над крупными проектами в команде.
У нас очень сильно изменилось содержание программ, охват стал намного шире. Когда я был избран ректором, было всего 4 факультета, сейчас - 15. Мы занялись экологией, спортивной дипломатией и менеджментом, продвижением продукции агропромышленного комплекса - поскольку есть потребность в подготовке специалистов, которые могут обеспечивать и продажи сельхозпродукции, и конкуренцию на рынке, и закупать то, что нужно для развития отрасли. Это то, что называется "атташе по вопросам сельского хозяйства".
Огромный блок по энергетике развивается на базе нашего Института энергетической политики и дипломатии, представлена отдельная программа по международным сырьевым рынкам. В институте готовят и международников-политологов, и экономистов, и юристов, и даже пиарщиков для этого сектора.
Очень активно работаем с реальным сектором - с госкорпорациями, с частным бизнесом, выполняя напрямую их заказы по подготовке специалистов того или иного профиля. Такого раньше, лет 30 назад, не было.
Сегодня произошла большая переориентация на глобальный Юг, на Индию, Китай, Иран, страны АСЕАН. И у нас открыты совместные магистратуры с этими странами.
Очень много внимания уделяем "цифре". В рамках программы "Приоритет-2030" у нас работает цифровая кафедра. Сегодня уже практически 2000 ребят освоили ее программы. Планирую, что скоро все студенты, независимо от факультета и направления подготовки, должны будут пройти подготовку по кафедре цифровизации, которая предполагает три уровня знаний и компетенций, включая программирование.
Мы занимаемся и подготовкой кадров для сферы креативных индустрий, "экономики впечатлений". В этом году осуществили первый набор на совместную с Третьяковской галереей программу по менеджменту музеев и галерей, естественно, в международном измерении.
А что остается главным и неизменным в подготовке дипломата?
Анатолий Торкунов: Во-первых, объемная, кропотливая подготовка. Дипломат должен не просто хорошо владеть иностранным языком, но и лингвострановедческими компетенциями, обеспечивать межкультурную коммуникацию. То есть знать и понимать особенности страны и региона своей специализации. И при этом учиться - всю сознательную жизнь. Вот это и важно - привить молодому специалисту навык и желание к обучению. Из личностных качеств дипломата отличает, конечно, любовь к Родине, преданность своему делу, службе, а также умение слышать и чувствовать собеседника - эмпатия.
МГИМО называют элитным университетом. Это так?
Анатолий Торкунов: Не люблю это слово - элитный. МГИМО - вуз, где больше половины первокурсников - золотые медалисты, четверть - победители всероссийских и международных олимпиад. И если все же использовать это слово, то только в сочетании с другим - интеллектуальный. Эти ребята доказали, что они лучшие - своей учебой, целеустремленностью.
Если говорить о географии, то только половина студентов - москвичи, остальные - отовсюду из России, от Дальнего Востока до Калининградской области. И что важно: мы делаем все возможное, чтобы студенты стали одним дружным коллективом. У нас масса событий, волонтерство, творческие коллективы. Кроме того, у нас учатся граждане из 67 стран мира. Только Африка сейчас представлена 17 государствами. Работают студенческие землячества, которые сами по себе являются механизмом взаимного обогащения - ребята рассказывают о своих странах, культурах, обычаях.
Так что я бы не называл МГИМО элитным. Мы просто хороший вуз, который старается отвечать потребностям времени. Получается неплохо, но, конечно, многое еще предстоит. 80 лет - не так много. Мы идем дальше.
- Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ (1972 год)
- Владимир Мединский, помощник президента РФ, глава Российского исторического общества (1992 год)
- Сергей Кравцов, министр просвещения РФ, (2000 год)
- Ильхам Алиев, президент Азербайджана (1982 год)
- Мария Захарова, директор Департамента информации и печати МИД России (1998 год )
- Александр Скляр, музыкант, создатель и лидер группы "Ва-БанкЪ" (1979 год)