Между тем надписи и рисунки, уродующие памятники истории и природы, причем, в самых заповедных местах страны - серьезная проблема не только для Алтая. Почему ни наличие внушительных штрафов, ни усилия волонтеров не могут искоренить явление, читайте в материале корреспондентов "РГ" с мест.
В Республике Алтай вандалы чаще всего оставляют каракули на серпантине на перевале Чике-Таман и на скальных выступах вдоль федеральной трассы "Чуйский тракт". На некоторых скалах по пути этого тракта хорошо видны редкие древние петроглифы еще времен неолита: фигурки животных, людей, колесницы. Одна туристка в брендовом спортивном костюме пару недель назад с гордостью призналась, что нарисовала рядом с ними и свои "петроглифы". На вопрос, зачем, ничуть не смутившись, выпалила: "Так для истории". Мол, чем она хуже "каких-то древних людей". И таких, как она, оставляющих рядом с древними рисунками нелепые картинки и надписи, пририсовывающих к древним изображениями свои "творения", - десятки, если не сотни.
На Алтае действует закон о вандализме, который предусматривает штраф за автографы на скалах - от трех до пяти тысяч рублей. Но не всех туристов штрафы пугают. Бороться с "новыми неандертальцами" здесь помогают местные жители.
"Горы и камни в нашей культуре имеют сакральное значение, а перевал Чике-Таман для нас, коренных алтайцев, - одно из священных мест. Там проводят обряды, обращаются к духам, просят открытой дороги, молятся за себя и своих близких. В Республике Алтай проживают 80 тысяч коренных алтайцев. И для каждого из них природа - это храм. Конечно, мы возмущены тем, когда туристы ведут себя безобразно", - говорит руководитель проекта "Чистый Алтай" Инна Муклаева.
Инна вместе с волонтерами уже пять лет избавляет скалы от надписей вандалов. За это время активисты очистили четыре тысячи квадратных метров горной поверхности. Работа физически очень сложная, поскольку тяжелое пескоструйное оборудование и генераторы приходится поднимать порой в очень труднодоступные места. Очищение песком или другим абразивным материалом довольно эффективный и наиболее экологичный метод. Струйки разбивают слой краски, но не разрушают саму горную породу. Но работа идет не быстро. Например, чтобы очистить камни вдоль дороги, ведущей в Чемал - очень популярное у туристов место, у волонтеров ушло три года. После этого установили таблички, предупреждающие о штрафах за вандализм. Но они не всегда помогают. Через некоторое время на чистой скале написали "Люблю свою Заю".
Волонтеры чистят горы Алтая от рисунков туристов-вандаловСотрудники древних "Тавдинских пещер" на Алтае рассказывают, как недавно три дня отмывали стены в пещерах специальным оборудованием от грязи и надписей, но гарантировать, что назавтра на чистых стенах не появятся новые "письмена", конечно, не могут.
"Чтобы предъявить штраф, нужно еще суметь поймать туриста за руку, а в пещерах за день проходят сотни людей, и среди них, один, простите, дурак, да найдется", - рассказал "РГ" экскурсовод Сергей.
В Крыму автографами туристов пестрят не только скалы, но и стены крепостей и пещерные города. Покушаются и на всем известные памятники. Однажды посетитель изрисовал скульптуру химеры в Ливадийском дворце. А в этом году в Севастополе 37-летний гость из Москвы оставил свой автограф на орудийной башне эсминца "Бойкий" на 11-й береговой батареи. Граффити в виде котика было его "визитной карточкой" и подарком городу-герою. Так он, во всяком случае, объяснил свой поступок полицейским.
Найти горе-художников сложно, особенно когда свои имена они высекли на природных достопримечательностях. В Севастополе с любителями оставить свой след помогают бороться видеокамеры. Нарушителей часто находят по горячим следам, заставляют принести извинения и привлекают к ответственности. За вандализм им грозит штраф 40 тысяч рублей.
Но если свое послание потомкам они оставили на объекте культурного наследия, то наказание будет куда суровее. Так, на автора граффити на 11-й береговой батарее завели уголовное дело за повреждение объекта культурного наследия. Суд приговорил его к 320 часам обязательных работ. А мог бы наказать и штрафом до трех миллионов рублей или лишением свободы на три года. Видеонаблюдение помогло решить проблему и с севастопольским обелиском "Штык и парус", который был сплошь исписан примитивными письменами наших современников. В этом году монумент отреставрировали, а за порядком теперь следят камеры с системой распознавания лиц. Новых инцидентов пока не было.
При этом в Башкирии вандалы стали куда реже портить природные туристические объекты. Как рассказала начальник отдела экопросвещения и развития туризма Дирекции по особо охраняемым природным территориям РБ Римма Галеева, раньше эта проблема стояла очень остро.
"Но около десяти лет назад специалисты и волонтеры провели большую акцию по очистке расписанных вандалами камней на горе Большой Иремель. Были и другие акции, которые помогли удалить накопленные десятилетиями надписи с других туробъектов, и с тех пор новые "автографы" не появлялись. Местами остались только старые. Думаю, это связано и с ростом туристической культуры, и с тем, что на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) дежурят инспекторы. За нарушение режима ООПТ налагается штраф от трех до четырех тысяч рублей", - отметила Римма Галеева.
Показательно, что далеко не все регионы, в которых есть горные массивы, сталкиваются с проблемой росписи на скалах. Так, к примеру, в Дагестане, по данным министерства природных ресурсов и экологии республики, случаи природного вандализма не зарегистрированы. Нет этой проблемы и в Чечне. Видимо, туристы здесь все-таки опасаются гнева горцев и крепко задумываются, прежде чем оставить свое имя "для истории".
Михаил Мальцев, президент Уральской ассоциации туризма:
Именно уничтожение древних петроглифов представляет сегодня очень серьезную проблему. Если отдельные надписи на скалах, пусть тяжело, но все-таки можно отмыть, то петроглифы часто не подлежат восстановлению. Есть технологии их переноса на холст, после которых на скалах они практически полностью утрачивают свой исторический облик. А петроглифы на отдельных камнях и вовсе иногда оказываются украшением интерьера в частных особняках. Их скалывают частями или увозят камни целиком. И это уже воровство, за которое должна следовать уголовная ответственность.
Уничтожение петроглифов - проблема не только нашей страны, где в последние годы бурно развивается внутренний туризм. Тот, кому довелось бывать на островах Тенерифе и Ла Гомера знают, что там очень много петроглифов, относящихся к культуре гуанчи, были утрачены. Поэтому сейчас там осуществляется очень строгий надзор. А вечером и ночью посещать эти места в принципе запрещено. В Южной Африке петроглифы бушменов в национальном парке-заповеднике сохранились довольно хорошо, но во многом благодаря строгому контролю работников парка и гидов, которые отвечают за каждого туриста, которого привели к достопримечательности. Конечно, к каждому объекту не поставишь постового. Поэтому, на мой взгляд, решение проблемы в том, чтобы мы и дальше развивали туристическую культуру, при этом ужесточили контроль за особо ценными объектами.
Еще Ильф и Петров в "12 стульях" подмечали детали туристического вандализма, когда Остап хотел начертать на горной вершине бессмертную фразу "Киса и Ося здесь были". Наконец, Высоцкий писал про то, что и "в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке". Жалко, что мало что изменилось с тех пор.
Из-за пачки снеков, оставленных одним из туристов, легендарные Карлсбадские пещеры в нацпарке штата Нью-Мексико США превратились в ядовитую ловушку для сотен животных. У туриста в ущелье упала упаковка чипсов, он никому об этом не сказал и ушел. Остатки снеков, которые не съели насекомые и прочая живность, покрылись плесенью. Она расплодилась и заполонила все стены. В итоге Карлсбадские пещеры превратились в вонюче-ядовитую ловушку, которая уничтожила, по предварительным подсчетам ученых, около ста животных национального парка.