Начнем с вашего родного "Динамо". После не самого удачного старта "бело-голубые" обыграли двух топ-соперников кряду. Команда оживает?
Алексей Терещенко: Не то чтобы оживает. В межсезонье в коллективе появились новые ребята, были травмы. Кто-то лучше готов, кто-то хуже. Надо понимать ситуацию изнутри. Главный тренер Алексей Кудашов лучше знает, что происходит и предпринимает все необходимые действия. Насколько я знаю, у команды была достаточно серьезная предсезонка, внедрялись какие-то новые вещи. Еще возможно у игроков присутствовало какое-то успокоение после удачной "регулярки" прошлого сезона. Но, думаю, ребята уже понимают, что сейчас идет новый сезон. Это новый вызов и нужно заново доказывать свою состоятельность игрой.
Как будто налаживаются дела у омского "Авангарда", упавшего на дно турнирной таблицы. Одержана первая в сезоне победа на выезде. Почему кризис "ястребов" оказался таким затяжным?
Алексей Терещенко: Я бы не сказал, что затяжным: сыграно совсем немного матчей. И вообще не стал бы говорить о каком-то кризисе. У команды главный тренер, с которым она впервые прошла предсезонку. Плюс наложились травмы ведущих игроков. Идет становление команды. И это нормально. Требуется время. У "Авангарда" хорошие исполнители, должно все наладиться. Главное, чтобы у руководства клуба было терпение. Если они хотят добиться какого-то результата, то должны все вместе пройти все трудности. По щелчку ничего не заработает. Нужно шестеренку за шестеренкой собрать механизм.
Какие у вас общие впечатления на старте сезона? За кем интересно следить лично вам?
Алексей Терещенко: За всеми следить интересно. У каждого клуба свой подход, свой взгляд. Я смотрю хоккей с точки зрения того, кто во что играет, что пытается сделать. У кого, что получается, а что не получается. Как строится игра в большинстве, в меньшинстве. Какой уровень мастерства в командах.
Кто по этим критериям выглядит для вас наиболее предпочтительно на данном отрезке?
Алексей Терещенко: Например, челябинский "Трактор". Их главный тренер, канадец Бенуа Гру, очень много привнес в игру команды. Ярославский "Локомотив" хорош. Кто-то говорит, что Ярославль играет в оборонительный хоккей. Не соглашусь, у них сбалансированный хоккей. Где надо - обороняются, где надо - атакуют. Московское "Динамо", несмотря на не самый удачный старт, могу отметить. А вот есть команды, которые я не понимаю, во что они играют. Давайте так: возьмем мое поколение. До 2015 года, когда я играл, в команде было три пятерки исполнителей достаточно серьезного уровня. Сейчас, к сожалению, в некоторых командах, в лучшем случае, пятерка набирается. При всем уважении к ребятам. Но чтобы наработать мастерство, нужно играть. Возьмем "Динамо". Да, там есть Никита Гусев, тот же Игорь Ожиганов, которые умеют давать результат. Или вот 38-летний Сергей Широков в "Сибири", которого поспешили списать. Но дело-то не в возрасте, а в отношении к работе. Сергей показывает свой уровень. И молодые ребята за счет него, за счет его опыта будут развиваться. Другое дело, что таких лидеров раньше было больше. Я же то же самое проходил. В мое время в "Динамо" были игроки, у которых я учился. Ты получаешь этот опыт внутри коллектива. А тренерские решения должны тебе помогать. Это большая работа. Чтобы молодежь тянулась и развивалась, нужны классные исполнители. Вот только кадров у нас мало. А чтобы кадры были, нужно в детских школах достойно работать. Чтобы ребята приходили во взрослую команду и шлифовали уже полученные навыки. А мы в детском хоккее даже не стоим, мы падаем в пропасть. Есть только селекция, и ничего больше. Ни функционального развития, ни физического, а главное, нет понимания, что такое хоккей и как в него играть.
Какую-то вы мрачную картину нарисовали...
Алексей Терещенко: Говорю как есть. Я поработал два года в академии "Динамо". Я это все видел. Мне говорят, надо вводить новую кровь. Зачем? Ты работаешь с этими детьми. Если я их меняю как перчатки по десять человек за сезон, значит, я расписываюсь в собственной несостоятельности. Значит, я нулевой тренер, который не может дать ребятам образования. Да, они могут уйти. Но если они уходят и играют в других командах, значит, я нормально свою работу сделал. Они понимают хоккей. Задача тренера, повторюсь, в том и состоит, чтобы дать ребятам это понимание. Да, должна быть организация игры, не надо хаоса. Да, они будут ошибаться, но ошибки нужно разбирать. А если кто-то не совсем понимает, с ними надо работать, как в школе, а не выгонять чуть что. Родители спрашивают: почему у моего ребенка не получается, в чем причина? Да, может быть, в вас. Ведь я ему говорю делать одно, а вы дома говорите ему другое. Больше скажу. Есть подкатчики (тренеры, которые проводят дополнительные тренировки "подкатки". - Прим. "РГ"), которые говорят: ваш тренер осел, надо делать по-другому. У нас никто не разбирается с детским спортом. Андрей Васильевич Николишин (президент Федерации хоккея Москвы. - Прим. "РГ") пытается что-то сделать. Еще одна проблема, за сезон дети играют всего 28 игр. Это мало. Да, есть тренировочный процесс, но надо работать над календарем. Должно идти обучение. А сейчас кадров нет. Мне могут сказать: а как же Иван Демидов, или вот Матвей Мичков уехал. Но это единицы. Сколько у нас людей занимаются спортом? Десятки миллионов. А хоккеем? То количество талантов, которое на этом фоне появляется - единицы.
Но появляются ведь. Вот 18-летний форвард нижегородского "Торпедо" Никита Артамонов идет по графику очко за матч. Удивительно.
Алексей Терещенко: Почему удивительно. Его Игорь Николаевич Ларионов, главный тренер "Торпедо", еще в прошлом сезоне к основе подключал. Но я про это и говорю, с детьми надо работать. Чтобы Артамоновы появлялись, надо работать внизу, в детском хоккее. Хорошо, что Никита к Игорю Николаевичу попал. А если бы еще внизу работали, представляете, как бы вырос уровень той же Молодежной хоккейной лиги. Парни понимали бы, как правильно играть в хоккей.