В управлении конструкторско-экспериментальных работ МТЗ на экранах сотрудников открыты трехмерные чертежи различных узлов будущего трактора. Кульман остался в кабинете как дань уходящей эпохе. Но теперь эту деревянную конструкцию инженеры используют для демонстрации распечатанных изображений свежих 3D-моделей.
Восстания машин не случится. Первоисточником любой идеи был и остается человек, в нашем случае конструктор. Он создает чертеж будущей модели. Только вместо ватмана и карандаша в его арсенале уже программные средства и планшет.
В конечном итоге это повлечет сокращение сроков на проектирование и выпуск нового изделия на рынок.
- Одно из главных преимуществ новой методики - возможность организовать работу конструкторов параллельно, когда в работу могут включиться сразу практически все. Работая в одной цифровой среде, каждый проектирует свой узел, видит его расположение в контексте изделия и какие изменения параллельно вносят коллеги на их участках, говорит начальник центра компетенций МТЗ Михаил Ледвик.
После конструкторов в работу включаются технологические службы, которым необходимо провести подготовку производства для изготовления новых изделий. В качестве исходных данных для своей работы технологи получают разработанные конструкторами 3D-модели деталей и сборочных единиц.
Что важно: все службы, работая в единой информационной среде, процедуры согласования и передачи информации осуществляют через электронные бизнес-процессы.
Трехмерная модель также удобнее для восприятия в производстве. Ее можно покрутить, изучить конструкцию с разных ракурсов. Для этого в цехах установят информационные терминалы с развернутыми автоматизированными рабочими местами.
Сейчас проект по переводу конструкторско-технологических и производственных процессов завода в единую цифровую и безбумажную среду находится на этапе опытно-промышленной эксплуатации. Он реализован на 80 процентов. И результат, который можно "потрогать", будет уже скоро.
На заводе в рамках пилотного проекта оцифровываются чертежи трактора BELARUS-3525. Также разрабатывается 3D-модель кабины повышенной комфортности. А первым трактором, полностью спроектированным в цифровой среде, станет модель гусеничного трактора BELARUS 1103. Он увидит свет в 2025 году. Сегодня готовность конструкторской документации по этой машине составляет около 50 процентов.
Параллельно ведутся и другие разработки, в том числе 500-сильного трактора BELARUS 5022. Заглядываю в планшет одного из дизайнеров, в котором он создает скетчи. На экране - новая кабина, эргономичная и безопасная. В будущем именно такие будут стоять на новых моделях.
Результаты апробации новой методики наглядно продемонстрировали, что внедряемая система работоспособна, эффективна и принесет в перспективе те результаты, на которые рассчитывает МТЗ. В некоторые цеха уже закупили производственные терминалы с сенсорными экранами. Они интегрированы в единую локальную сеть. Именно из них рабочие получают сменно-суточные задания, а изготавливая узлы и детали, глядя не на бумагу, а в монитор.
О сохранности чертежей и производственном шпионаже переживать не стоит. Лицензионное программное обеспечение автономно и независимо от внешних вендоров располагается на заводских серверах, что гарантирует полную безопасность технологии белорусского тракторостроения.
Заглядывая в будущее лет на 10-15, Михаил Ледвик рассуждает, как будет выглядеть производство тракторов на МТЗ:
- В планах внушительную часть производства сделать автоматизированной. Именно для этого сейчас подготавливаем цифровые данные, 3D-модели. В будущем это позволит наладить бесшовную интеграцию между проектно-технологическими системами и производством. Как это будет на практике? Разработав какой-либо узел, минуя промежуточные этапы, отдаем его на производство, где нужным образом запрограммированные роботы станут собирать новые модели.