В больницах врач не может сказать беременной женщине: у тебя риск, что ребенок родится больным, делай-ка ты аборт. Это запрещено протоколом общения врача с пациенткой. А если мы вытащили человека из ситуации на грани жизни и смерти и с ним еще работают психиатры, то, наверное, не надо его реабилитировать под теленовости, что ему может грозить 7-8 лет заключения? Может, нам принять протокол общения со спасенными людьми?
Матвей Шпаро: Я согласен с тем, что в таких ситуациях нужно учитывать все тонкости и рассматривать их всесторонне.
При пересечении Берингова пролива у вас была сложная ситуация, вас спасало МЧС.
Матвей Шпаро: Да, это наше путешествие было удачным только с третьей попытки. Первый раз в 1996 году нас спасала американская береговая охрана, а в 1997-м - российское МЧС. Но у нас были с собой и спутниковый телефон, и специальный общепринятый буй, и радиостанции. Мы как раз много думали о возможных ЧП и ЧС. И самые важные вещи в своем снаряжении не то что дублировали - триплировали. Тут у нас была тройная надежность.
Что чувствуют люди после спасения?
Матвей Шпаро: Люди, находящиеся на грани жизни и смерти и увидевшие спасателей, безумно счастливы, безумно рады. Ведь чаще всего те, кто нажимает кнопку сигнала спасения, уже много чего сделали для своего спасения сами. В какой-то момент ты прощаешься с жизнью. И когда видишь, что пришла помощь, то безумно рад.
Почему же мы встречаем человека, который попал в страшное испытание (приключением это назвать язык не поворачивается), разговорами о том, что откроют уголовное дело и ему грозит чуть ли не 7 лет? Где общественный такт?
Матвей Шпаро: В новостях рассказывается о катамаране со спасенным человеком и о том, что там два трупа. Но если найдены трупы, то, конечно же, СК должен начать проверку Изучение обстоятельств смерти - вещь обязательная, и в этом ничего страшного нет. Человек, который спасся через 60 дней плавания, - это одна история, а погибшие люди - другая. Но как это все интерпретируется и какие слова об этом говорят, вот тут, конечно, надо бы поосторожнее. Такое - только после расследования.
Почему речь не заходит о производителях лодок, моторов для этих лодок, продавцах, правилах использования? Почему мы сразу берем на холодный прицел единственного выжившего, тут может быть немало косвенных виновников...
Матвей Шпаро: Мне, конечно, сразу резануло слух, что его подозревают в том, что он причина смерти двух и более человек. Но по рассуждению понимаешь, что у него должны были быть права. Моторная лодка должна была быть зарегистрирована в ГИМСе, и обязанности регистрации на владельце лодки. Права - это ответственность того, кто управляет лодкой. Если СК и прокуратура занялись изучением происшедшего, то они и выяснят все про права...
А ответственность тех, кто сделал и продал испорченный мотор?
Матвей Шпаро: Я бы на месте Михаила, отправляясь в подобное путешествие, очень большое внимание уделил мотору. Я лично не дружу с техникой, у меня глохнут даже самые качественные моторы, и я бы никогда не решился плыть на лодке, понимая, что ее может снести в дрейф. И тем более с мотором, непонятно кем сделанным...
Но мы загипнотизированы обществом потребления, со всех сторон сознание долбит реклама - все надежно, все отлично!
Матвей Шпаро: Еще раз - ситуация двоякая. Да, мы должны быть рады тому, что человек, которого семья считала погибшим, каким-то чудом спасся. Но есть другая сторона медали: надо искать ответ на вопрос, почему это все-таки произошло. Это нельзя не анализировать. Итог этого анализа - подсказка другому человеку: собираешься полюбоваться с лодки китами, учти вот этот опыт. Я не могу не задаваться вопросом: а у него была с собою хорошая спутниковая связь или он понадеялся на авось? Я бы обязательно взял с собой спутниковый телефон и маленькую радиостанцию, как ближний привод для вертолетов. Ты можешь видеть на расстоянии 20 км от тебя летящий над морем вертолет или слышать его, а тебя в океане легко не заметить. Ведь эмчеэсовцы потратили много часов и дней на его поиски. А были бы у него средства оповещения, все могло бы быть совсем по-другому. Нам всем урок. Если ты компетентный человек и все предусмотрел - одно дело, а если нет - это все не очень хорошо. Не знаю, насколько, но нехорошо...