В результате грандиозной стройки появилась одна из самых протяженных железных дорог в мире - 4287 км, которая проходит в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Для многих, кто участвовал в создании БАМа, а затем и работал на магистрали, стройка стала делом всей их жизни, воплощением мечты и настоящим подвигом.
Необычный железнодорожный инструмент, уникальные документы и издания, личные вещи участников стройотрядов. Особую атмосферу на выставке создают работы известного гродненского фотомастера, заслуженного журналиста Белорусского Союза журналистов, руководителя Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народной студии фотоискусства "Гродно" Александра Лосминского.
На открытие экспозиции приехали те, кто не понаслышке знает, как это было. Среди ветеранов БАМа Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Студентом Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта он строил западный портал Байкальского тоннеля.
"На счастье для всех нас, все разговоры начала 90-х, что БАМ - стройка в никуда, завершены. Перспективами развития этой удивительной магистрали доказано, что это был великий и особо значимый проект. Люди, кто сознательно выбрал для себя трудовой подвиг на этой стройке и кого пытались опорочить в начале 90-х, сегодня получают наше признание", - заявил Госсекретарь.
Дмитрий Мезенцев напомнил, что на прошедшем недавно Восточном экономическом форуме Президент России Владимир Путин заявил, что белорусская сторона при поддержке со стороны Президента Беларуси Александра Лукашенко готова участвовать в становлении проекта международной территории опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Сегодня всем понятно, что МТОР на Дальнем Востоке невозможно развивать без потенциала обновляемого полигона "БАМ-2.0" и значение этой стройки, новое прочтение этого потенциала для Беларуси и России в форматах Союзного государства и в рамках интеграционной повестки трудно переоценить.
Герой Социалистического Труда Ефим Басин, в прошлом - руководитель ГлавБАМстроя, личность для строителей магистрали легендарная, вручил Дмитрию Мезенцеву юбилейную медаль "50 лет Байкало-Амурской магистрали".
"Для меня эта медаль соотносится с той медалью за строительство БАМа, которую я получил много раньше, - признался Госсекретарь. - И для всех тех, кто причастен к "стройке века", этот особый знак - возвращение нас в то время, сверка позиций и подтверждение того, что мужество твое в гражданской жизни тоже должно быть востребовано, как и стойкость наша сегодня в поддержку той линии, которую проводит Россия в защиту своих национальных интересов". Он вспомнил своих командиров на БАМе. Особенно тепло уроженца Беларуси, Героя Социалистического Труда полковника Степана Пальчука: "И для меня, как офицера железнодорожных войск, и для сотен офицеров, тысяч солдат и сержантов он был образцом человеческой порядочности, надежности и, наверное, примером того, каким должен быть командир".
Ярчайшей страницей в судьбе нескольких поколений и одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории человечества назвал БАМ Посол Беларуси в России Александр Рогожник. В 1976 году по итогам общественного, как тогда назывался, призыва молодежи комсомольская организация БССР была признана лучшей среди всех республик большого Советского Союза, заметил глава белорусской дипмиссии.
О том, что БАМ по-прежнему не теряет важности, рассказали начальник БЖД Валерий Веренич и первый заместитель главы компании РЖД Сергей Павлов. "Мы, железнодорожники, видим в развитии БАМа значительный потенциал для увеличения международных грузовых перевозок на благо экономик Беларуси и России, а также формирования современной конкурентоспособной логистики на всем евро-азиатском континенте", - заявил Валерий Веренич.
По словам Сергея Павлова, сегодня реализуется уже новый проект, связанный с Байкало-Амурской магистралью, - "БАМ 2.0" как часть глобальной инициативы "Восточный полигон", объединяющей в себе транспортный потенциал Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. И в этой амбициозной стройке также принимают участие российские и белорусские студенческие отряды.
Как жилось первопроходцам, рассказал Александр Лосминский: "Все проходило на моих глазах. Весной 1975 года ЦК ЛКСМ Беларуси сформировал из более 100 человек для строительства БАМа Первый ударный комсомольский отряд имени Героя Советского Союза Николая Кедышко. Белорусам поручили строить железную дорогу на север Якутии, на вечной мерзлоте от Тынды до Беркакита. С ними вести летопись отряда выехал в командировку и я, молодой гродненский журналист. Меня выбрали, потому что я был "три в одном" - снимал на камеру, она была тяжелая, был фотокорреспондентом и пишущим". Он рассказал, что белорусы высадились в Якутии на вечной мерзлоте у речки Золотинка. Условия были тяжелые - летом температура поднималась до плюс 40 градусов, а зимой до минус 60 градусов. По словам Александра Лосминского, о бамовском прошлом можно говорить часами. О том, как люди дружили, любили и созидали. БАМ стал легендой и вошел в историю, прежде всего, как пример фантастического мужества трудившихся здесь людей, их готовности ставить превыше всего интересы Отечества.
Александр Рогожник, Посол Беларуси в России:
- Активное участие в строительстве магистрали принимали около шестидесяти тысяч белорусов, демонстрируя всему миру, на что способны настоящие патриоты, объединенные великой целью.
Отрадно и то, что спустя десятилетия белорусские студенты снова едут строить объекты на легендарной железнодорожной магистрали "БАМ 2.0".
Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства:
- Мы знаем, что Александр Григорьевич Лукашенко объявил нынешний год Годом качества. И может быть, та огромная работа в Беларуси, которая проводится сегодня во исполнение задач, поставленных ее национальным лидером, - это определенное наследие того качества работы, качества сотрудничества, которое было сформировано на БАМе как стройке века и проекте нашей единой страны.