Структурный кризис
Диагноз научно-исследовательскому флоту был поставлен в докладе Минобороны РФ еще в 2017 году: "состояние катастрофическое и кризисное". Трудности до сих пор не преодолены. В принятой в 2022 году Морской доктрине России несоответствие состава и состояния научно-исследовательского флота масштабу задач, стоящих перед страной, причислено к основным рискам для ее морской деятельности.
К началу постсоветской эпохи у Академии наук РФ от былого советского величия осталось 25 научно-исследовательских судов (НИС) неограниченного плавания, семь из которых находились в ведении Дальневосточного отделения РАН. Сегодня из них осталось меньше половины - суда неуклонно ветшают, их списывают.
- Сейчас в рабочем состоянии только три судна: "Академик Опарин", "Академик М. А. Лаврентьев" и меньший по тоннажу "Профессор Гагаринский", который используется в основном для прибрежных работ. При этом "Лаврентьев" уже третий год на модернизации. А "Гагаринского", тоже порядком изношенного, почему-то решено передать Вьетнаму. Это означает, что мы лишимся судна малого тоннажа, у которого нет замены, - говорит заведующий лабораторией физической океанологии Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Вячеслав Лобанов.
Все суда были построены около 40 лет назад, их износ превышает 80 процентов. А это значит - уставшие механизмы, устаревшее оборудование, привычные неисправности и внезапные поломки.
- Кроме того, обостряется проблема со специалистами плавсостава, - сетует Вячеслав Лобанов. - Организуя экспедицию, мы еле-еле набираем команду. Потому что условия на судне некомфортные, а зарплаты низкие. В рейсе то и дело что-то ломается, и судомеханической службе приходится постоянно заниматься ремонтом…
Новый поворот
В 2020 году государство, наконец, повернулось к проблеме лицом. Обновление научно-исследовательского флота вошло в нацпроект "Наука и университеты". На содержание и модернизацию судов начали выделять значительные средства - в масштабах страны около двух миллиардов рублей. В рамках нацпроекта модернизируется и дальневосточный НИС "Академик М. А. Лаврентьев". Правда, его общий ремонт и установка нового оборудования должны были завершиться еще в 2023-м. Пока судно остается в доке "Дальзавода", из-за чего пришлось отменить как минимум три экспедиции.
- Да, в этом году есть отмены экспедиций на НИС "Академик Лаврентьев", - подтверждает замдиректора по научной работе ТОИ ДВО РАН Ренат Шакиров. - Конечно, с учетом интересов коллективов, договоров, международных обязательств, ничего хорошего в таких провалах нет. Но у нас есть возможность корректировки госзаданий, замещаем эти экспедиции рейсами на тех судах, которые ходят. Например, отправляем отряды ТОИ на судах ДВНИГМИ (гидрометслужбы), работающих по госпрограмме "Плавучий университет". Но мы еще надеемся грядущей зимой отправиться в экспедицию на НИС "Академик М. А. Лаврентьев", который сейчас очень хорошо оснащен и вот-вот должен сойти со стапелей. Эта экспедиция, по сути, введет его в строй.
Долго и дорого
Содержать научно-исследовательское судно - дело дорогостоящее, даже если оно стоит у причальной стенки. По оценкам экспертов, каждый день на это требуется как минимум один миллион рублей. Денег на содержание судов в рабочем состоянии по-прежнему остро не хватает.
До 2014 года экспедиционные суда дальневосточных академических институтов (ТОИ, ТИБОХ, Национального центра морской биологии) принадлежали Управлению научно-исследовательского флота, который подчинялся Президиуму ДВО РАН. Десять лет назад УНИФ переподчинили российскому министерству науки, а в 2021 году переименовали в Национальный оператор научно-исследовательского флота (НацОНИФ), тоже государственного подчинения.
Между тем государство сегодня делает основную ставку на строительство двух новых многофункциональных исследовательских судов проекта 123, получивших имена "Академик Ильичев" и "Академик Лисицын". На их создание направлено 27,6 миллиарда рублей. Оба "академика" водоизмещением 8130 тонн и длиной 122,5 метра должны обеспечить выполнение всего комплекса океанологических исследований на самом высоком уровне в любом районе Мирового океана. На каждом из новых НИС предусмотрена вертолетная площадка, а ледовый класс Arc4 позволит ходить в условиях разреженного льда толщиной 0,6-0,8 м.
Закладка "Академика Ильичева" и "Академика Лисицына" состоялась в феврале 2022 года на верфях ССК "Звезда" в городе Большой Камень Приморского края. Всю эту роскошь обещали построить за два года и сдать к концу 2024-го. Но жизнь, как обычно, внесла свои коррективы. Согласно соответствующему распоряжению правительства "Академик Ильичев" должен быть сдан в эксплуатацию в 2027 году, "Академик Лисицин" - в 2029-м.
Нет худа без добра
Как считает Ренат Шакиров, сдвиг сроков строительства двух НИС имеет и свои положительные стороны.
- Если бы суда сдали, как предполагалось, в 2024 году, это была бы катастрофа! Закупленное импортное оборудование по нашим первоначальным заявкам в нынешних условиях - без лицензий, расходных материалов - на 80 процентов стало бы бесполезным, превратившись в груду металла. Второе - персонала для обслуживания таких судов и такого научного оборудования сегодня нет нигде в Российской Федерации. В настоящее время подготовкой экипажей занимается НацОНИФ, а мы проводим работу с профильными вузами. В 2027 году, к моменту сдачи "Академика Ильичева" будем готовы полностью.
Теперь, по словам специалистов, у судов проекта 123 оборудование на 70 процентов российское. Но самое важное, говорят в ДВО РАН, - это научные программы, которыми оно позволит заниматься. Цель предельно важная - реализовать положения Морской доктрины РФ, стратегии развития российской Арктической зоны и обеспечить национальную безопасность страны.
Еще не все
Однако, по мнению ученых, два мегасудна всех потребностей экспедиционных исследований ДВО РАН не покроют.
- Нам по-прежнему остро необходимы суда среднего и малого тоннажа. Как минимум нужно еще два таких, как "Академик Лаврентьев" и еще два, как "Профессор Гагаринский". Тогда это позволит нам, академическим институтам, не толкаться плечами, а свободно реализовывать свой потенциал. Новых судов дождемся и, думаю, найдем возможности пополнения дальневосточного научного флота - возможно, судами из других регионов, - заключает Ренат Шакиров.