17.10.2024 10:41
Культура

Почему важно развивать музейное дело на Дальнем Востоке

Текст:  Виктор Шалай (директор Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №235 (9477)
Существует иллюзия, некий стереотип о Дальнем Востоке - якобы это территория преимущественно природного, экологического туризма. Однако дальневосточные регионы могут похвастать не только красивой природой, но и уникальной культурой и историей. Сохранить и рассказать об этом помогают музеи. Причем развитие музейного дела в данном случае не ограничивается только лишь логикой поддержки туристической отрасли.
Читать на сайте RG.RU

Важно понимать, что музеи на Дальнем Востоке сегодня играют одинаково важную роль как в развитии туризма, так и в проведении политики памяти. К тому же они формируют внешнеполитические сообщения, поскольку именно по музеям азиатские соседи считывают наше самоописание, самопонимание.

Безусловно, природные особенности регионов привносят свою специфику в эти процессы. К примеру, в Якутии мы не видим большого количества сохранившихся памятников архитектуры просто в силу климата. Но при этом никоим образом нельзя отрицать, что Якутск - один из старейших городов не только Дальнего Востока, но и России в целом.

Выходит, что в условиях, когда климат "съедает" рукотворное, и должны создаваться музеи, которые говорят о нашем присутствии в регионе, свидетельствуют о красоте территории, ее культурном богатстве.

И здесь возникает еще один очень важный момент: если мы транслируем эти смыслы вовне, неплохо бы говорить об этом и внутри страны. Сегодня из Центральной России на Дальний Восток приезжает много людей с огромным количеством иллюзий и стереотипов об этой земле. Выходит, страна не знает саму себя.

Восток и Серебряный век: музей Скрябина представил выставку в Улан-Удэ

В этом смысле на музеи ложится серьезная нагрузка, к которой, наверное, они не всегда готовы. Музейное дело, как и многие другие отрасли, элементарно беспокоит кадровый голод.

Вместе с тем есть и положительные тенденции. Минвостокразвития России сегодня включает музейное строительство в рамки своей государственной политики комплексного развития Дальнего Востока, что является беспрецедентным явлением для нашей страны. ДФО - единственный макрорегион, где органы исполнительной власти наравне со всеми остальными компонентами жизни выводят музеи в отдельную категорию, стыкуя ее с улучшением демографии, укоренением населения, развитием туризма, реализацией политики памяти и так далее.

В результате макрорегион переживает бум музейного строительства, что еще вчера представить было совершенно невозможно. Только при софинасировании минвостокразвития возводится несколько музейных комплексов: это новая инфраструктура национального музея Улан-Удэ, Дальневосточный художественный музей в Хабаровске, музей воинской славы в Петропавловске-Камчатском, музей памяти в Магаданской области - музеефикация одного из рудников. То есть речь идет не только о развлечении, контенте, способном удивлять. Мы говорим о создании мощнейшей институции, которая будет хранить в том числе и тяжелые страницы нашей истории.

Поскольку Россия глобально развернулась в восточном направлении, многие меняют парадигму мышления. Люди начинают понимать, что поворот на Восток - вовсе не значит покрутиться в офисном кресле в нужную сторону по компасу в телефоне. Это большой процесс трансформации. И страна вынуждена в лице огромного количества людей постигать то, что называется Дальним Востоком, смотреть на мир через макрорегион.

И музеи в данном случае - очень важные окна, где формируются смыслы, а затем на основе опыта предыдущих поколений стыкуются с тем дискурсом, который ведет наша страна, глава государства, губернаторы. Это должно быть очень стройное полифоническое повествование, способствующее более глубокому пониманию современных россиян и ориентированное на транслирование прочного идеологического сообщения в большой мир, который пока воспринимает нас в Азиатско-Тихоокеанском регионе довольно молодыми. Поэтому "состаривать" себя здесь - значит увеличивать свою конкурентоспособность.

Музеи выходят за рамки простых экспозиций, это серьезные политические институции, от которых зависит, как глубоко человек понимает свою страну и привязывается к ней

Музеи сегодня - гораздо больше, чем просто экспозиции. В целом это серьезные политические институции, от которых зависит, как глубоко человек понимает свою страну и привязывается к ней, с какой долей уважения от нас уезжают зарубежные гости.

Хочу также отметить, что сегодня именно Дальний Восток перехватывает музейную повестку у тех регионов, которые до недавнего времени могли считаться культурными столицами. Но, конечно, дело не в статусе, речь идет об ответственности. Сейчас она все больше переходит в зону Дальнего Востока, и музеи наравне со всеми другими отраслями берут на себя свою долю.

ДФО Музеи и памятники