До сих пор эта продукция оставалась в цехах кузнечно-прессового завода, на площадке которого открылось новое производство. Однако за полгода оно вышло на проектную мощность в 450-600 роботов в год и уже может поставлять их другим потребителям. А в планах нарастить выпуск до 1000 единиц.
- Спрос огромен, и площадка будет задействована полностью, - уверен директор департамента цифровых технологий Минпромторга РФ Владимир Дождев. - При этом важно развивать компетенции не только самих производителей роботов, но и интеграторов, которые будут донастраивать технику под нужды заказчика, и разработчиков программного обеспечения. Так подобные производства рождают спрос на целую линейку необходимых решений и подтягивают уровень подготовки кадров во всех смежных отраслях.
В развитие нового направления государство готово вкладывать колоссальные средства, ведь стоит задача преодолеть технологическое отставание и войти в топ-25 самых роботизированных стран к 2030 году. Чтобы понять, какой для этого необходим рывок, стоит привести несколько цифр.
Сегодня в промышленности России 13,5 тысячи роботов - это 0,2 процента мирового рынка. Средняя плотность роботизации в Азии за счет Китая (где сегодня внедряется каждый второй робот в мире) и Японии - 156 механических трудящихся на 10 тысяч занятых человек, в США - 117, в Европе - 100, в России же всего 19. С учетом того что каждую пятилетку число роботов в мире увеличивается вдвое, нам к 2030 году нужно нарастить их количество в восемь раз - внедрить 98,5 тысячи роботов общей стоимостью 78 миллиардов рублей. Еще порядка 23 миллиардов потребуется на их интеграцию в производственные процессы. Только тогда мы достигнем уровня в 145 единиц на 10 тысяч работников.
По словам начальника отдела развития современных производств Минпромторга РФ Руслана Ахмедова, в федеральный проект "Развитие промышленной робототехники и оптимизация производства" включены дополнительные меры поддержки. При покупке роботов отечественного производства предприятия получат 50-процентную скидку. С учетом налоговых и прочих послаблений поддержка может вырасти до 80-90 процентов. А сроки окупаемости, по разным оценкам, составят от одного до 3-5 лет.
Драйвером роботизации в стране сегодня выступает автомобилестроение. В лидерах Санкт-Петербург (внедрено 1947 роботов), Самарская (1285) и Московская области (1101), Татарстан (919) и Калужская область (770).
К примеру, на КамАЗе, как рассказал главный конструктор предприятия Айрат Фасхутдинов, разработана собственная программа: к 2030 году планируется достичь уровня в 280 роботов на 10 тысяч работающих. При этом операции сварки намерены роботизировать на 95 процентов. Так, на производстве каркасов кабин уже сейчас уровень автоматизации достиг 80 процентов, на участке сварки топливных баков, которые раньше покупали на стороне, четыре робота изготавливают 35 тысяч баков в год.
- К сожалению, даже лучшие примеры показывают, сколько еще предстоит сделать, - акцентирует внимание генеральный директор Уральского робототехнологического центра "Альфа Интех" Анатолий Перепелица. - Сварочные комплексы превалируют там, где роботизация только начинается. По сути, за последние 15 лет мы шагнули на вторую ступень развития рынка, но за шесть лет должны перепрыгнуть на третью, которая, кроме всего прочего, характеризуется разнообразием технологий и узкой специализацией производителей и интеграторов робототехники.
Это значит, что одни изготовители должны все знать про автопром, другие про авиастроение или кирпичное производство, либо создавать роботов для отдельных технологических процессов, например лазерной резки и сварки.
Развитие идет, предприятия накапливают практический опыт внедрения роботизированных систем и начинают "притягивать" аналогичные проекты. Но для технологического скачка необходимо наращивать полученный опыт в масштабах страны: довести до участников рынка информацию о существующих типовых решениях, находить узкие места и заниматься разработками, которые имеют большой потенциал.
В Челябинской области, где присутствуют два из семи производителей роботов в стране и создается Центр промышленной роботизации, нацеленный исключительно на помощь местным компаниям, перспективы для развития новой отрасли, по мнению Минпромторга РФ, просматриваются неплохие.
Михаил Кнауб, министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области:
- Цифровая трансформация промышленности позволяет увеличить точность, скорость и качество производственных процессов. В комплексе это дает возможность каждому отдельному предприятию и целым отраслям удержать конкурентоспособные позиции на рынке, сократить риски, связанные с человеческим фактором, повысить производительность труда и решить острый сегодня кадровый вопрос.