Более крупный масштаб. После расширения стран БРИКС с точки зрения географии страны БРИКС охватывают три континента, общая площадь всех стран-участниц - более 44 миллионов квадратных километров, что составляет 35 процентов от общемировой территории. С точки зрения размера валового внутреннего продукта ВВП стран БРИКС достиг 37,3 процента от общего мирового ВВП, а их доля по паритету покупательной способности (ППС) увеличилась до 35 процентов. По численности населения страны БРИКС насчитывают около 3,5 миллиарда человек, что составляет 44 процента от общемирового населения. Что касается энергоресурсов, то на страны БРИКС приходится 45, 79 и 77 процентов общемирового производства нефти, алюминия и палладия соответственно. По объему торговли на страны БРИКС приходится четверть мирового ВВП и две пятых мирового торгового оборота. С финансовой точки зрения страны БРИКС имеют около половины мировых золото-валютных резервов, а доля доллара в структуре платежного баланса стран БРИКС составляет менее трети.
Более широкая представительность. Страны БРИКС - это государства, экономический рост которых вырос на волне исторического подъема стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. В условиях нынешней нестабильной геополитической ситуации и нарастающего антиглобализма страны БРИКС придерживаются открытости, инклюзивности и сотрудничества, укрепляют единство и взаимодействие, выступают за равноправие и справедливость, стремятся к общему развитию и расширяют сферу своего влияния, что представляет собой тренд развития общемирового ландшафта и эволюционной корректировки международного порядка. В настоящее время 40 стран стали кандидатами на вступление в БРИКС или выразили свою заинтересованность вступить в организацию. Эти страны расположены на всех континентах земного шара, что определенно сделает БРИКС более влиятельным и мощным объединением в будущем.
Более совершенный механизм. Первая встреча лидеров стран БРИКС, состоявшаяся в Екатеринбурге (Россия) в 2009 году, ознаменовала официальное создание механизма сотрудничества БРИКС. За последние 15 лет механизм сотрудничества БРИКС выстроил всестороннюю, многоуровневую систему сотрудничества, охватившую разные сферы; ее основной стержень - саммиты лидеров, а рамки - экономическое сотрудничество, политический диалог, культурные обмены и народная дипломатия. Кроме того, в рамках БРИКС создан Виртуальный секретариат, Новый банк развития БРИКС и Резервный фонд, эти структуры способствуют мониторингу, систематизации и институционализации сотрудничества БРИКС в форме "сочетания онлайн- и офлайн-форматов". В целом механизм БРИКС превратился из "клуба стран" во влиятельную международную организацию, предлагающую новые решения форматов международного сотрудничества и мирового развития.
Более четкое позиционирование. Развитие многосторонних механизмов является важной частью перемен в нынешнем миропорядке. В начале создания механизма сотрудничества БРИКС он позиционировался как платформа сотрудничества для объединения и усиления стран с формирующимися рынками и развивающихся стран. После расширения в 2024 году влияние и сила стран БРИКС значительно возросли. На фоне более сложной и постоянно меняющейся международной ситуации, с учетом растущих потребностей в сотрудничестве, статус стран БРИКС претерпел очередную корректировку и новое позиционирование. Страны - участницы объединения четко определили свои роли на международной арене как представители интересов стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, а также государства, которые несут историческую миссию по реформированию глобального порядка и управления.
Вышеупомянутые изменения БРИКС означают, что саммит глав государств БРИКС 2024 года станет новым этапом и новой отправной точкой для развития самих стран-участниц. Для России этот саммит имеет особое значение - это не только крупномасштабная международная конференция, которая проводится в России после начала спецоперации на Украине, проведение саммита также рассматривается как важная попытка России объединить "глобальное большинство" и трансформировать мировой порядок.
Президент России Владимир Путин в начале года отметил, что во время председательства в БРИКС в 2024 году Россия планирует содействовать развитию сотрудничества по трем ключевым направлениям: политика и безопасность, экономика и финансы, культура и гуманитарные связи, где конкретные аспекты заключены в нижеследующих положениях.
Самая актуальная проблема - разрешение проблемы взаимных платежей и расчетов. Еще во время своего первого саммита в 2009 году страны БРИКС поставили перед собой важную задачу - формирование более плюралистичной международной валютной системы, поэтапное создание "системы платежей и расчетов БРИКС". В 2022 году, с начала украинского кризиса, США и их союзники "размахивали дубинкой" финансовых санкций в отношении России. В результате повышение долларовой процентной ставки, огромная задолженность в Соединенных Штатах и инфляция и так нанесли серьезный удар по всей мировой экономике. Все это способствовало существенной динамике создания на полях БРИКС своей системы платежей и расчетов. В плане доли национальных валют с 2002 года доля расчетов в рублях внутри стран БРИКС увеличилась с 26 до 85 процентов. Что касается развития финансовой инфраструктуры, то Россия способствовала объединению собственной платежной системы с иранской и индийской. Кроме того, Россия активно фигурировала в создании "моста БРИКС" - многосторонней цифровой платежно-расчетной системы. На фоне эскалации западных финансовых санкций и вызовов, связанных с внешними платежами и расчетами, все соответствующие инициативы и меры России, может быть, не дадут мгновенных результатов, однако они имеют приоритетное и стратегически важное значение.
Самый актуальный вызов - ускорение институционализации БРИКС. Как сделать расширенный состав БРИКС с 10 странами-участницами более оптимальным, влиятельным и авторитетным многосторонним механизмом на мировой арене? Как не стать "клубом пустой болтовни", где нет консенсуса, а есть лишь растянутый процесс принятия того или иного решения? Для России - страны-председателя нынешнего саммита БРИКС, в ходе которого включения в организацию ждут несколько десятков государств, тема институционализации не терпит отлагательств. Москва пообещала помочь новым членам как можно быстрее адаптироваться к механизму, с одной стороны, а с другой - заняться разработкой новых категорий сотрудничества для стран - партнеров БРИКС, активно расширяя сопряжение и кооперацию стран и регионов БРИКС с международными организациями. Ведь только на основе достаточно рациональной действенной платформы страны - члены организации способны углубить и прагматичное сотрудничество между собой.
Долгосрочная цель - многополярный мир. Под эгидой российского председательства в БРИКС девизом нынешнего саммита стало "Укрепление многосторонности во имя справедливого глобального развития и безопасности". Спустя более 30 лет после окончания "холодной войны" Россию все более возмущает однополярный гегемонистский порядок США. Спецоперация на Украине, которая началась в 2022 году, способствовала дальнейшему развитию глубоких изменений в мире. Многополярный мир и многосторонность всегда были видением международного порядка, за который выступает Россия. Россия критикует недостатки и гегемонию США, надеется продвинуть свое видение многополярного мира, апеллируя к озабоченностям стран Глобального Юга о своей безопасности и потребности независимого развития на платформах, подобных БРИКС. Президент РФ Владимир Путин отмечал, что глобальный экономический рост больше не сосредоточен в Европе или в Северной Америке, а в странах БРИКС и в тех государствах, которые хотят присоединиться к объединению, видят перспективу в равноправном взаимодействии с учетом национальных интересов. Саммит БРИКС 2024 года в Казани должен стать новой отправной точкой для России в ее стремлениях к созданию равноправного, справедливого и многополярного мирового порядка.
Конечно, как механизм сотрудничества, деятельность которого насчитывает лишь 15 лет, страны БРИКС имеют широкие перспективы развития, но их будущее по-прежнему зависит от ряда сложных внутренних и внешних факторов. Только на основе появления новых возможностей для развития, укрепления прагматичного сотрудничества и с учетом разрешения проблем и вызовов, страны БРИКС смогут продолжить содействовать превращению организации в важную силу продвижения глобального управления и формирования нового международного ландшафта.