22.10.2024 16:51

Екатерина Писарева: "Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят"

Книжный сервис "Литрес" регулярно предоставляет самые разные инфоповоды: то проведет опрос вместе с приложением для знакомств Mamba о том, как бы вели себя популярные литературные герои на свиданиях, то выпустят лимитированную коллекцию кофейных пар со старейшим Императорским фарфоровым заводом. И это не считая мероприятий, посвященных непосредственно книжным новинкам. IPQuorum поговорил с шеф-редактором сервиса Екатериной Писаревой о личном бренде, продвижении и о том, ради какой книги сегодня можно не пойти на свидание.
/ Фото из личного архива Екатерины Писаревой
Читать на сайте RG.RU

- Для начала: что входит в зону твоей ответственности как шеф-редактора "Литрес"?

- Это масштабная работа с различными задачами: представление компании в медиаполе, сотрудничество с писателями и издателями, выстраивание редакционной политики и привлечение авторов в "Литрес: Журнал", общение с пользователями и проведение мероприятий. Кроме того, в рамках B2B-направления я модерирую книжные клубы и читаю лекции для наших корпоративных клиентов.

- Креативная составляющая книжного бизнеса: может ли хорошая обложка продать плохой роман?

- Редко, но может. Но чаще наоборот: неудачная обложка может "убить" хороший роман. Читатель часто выбирает интуитивно и делает выбор "глазами": если видит какую-то отталкивающую или слишком абстрактную обложку, не захочет даже взять в руки книгу или добавить ее на цифровую полку. Самая частая проблема - обложка не соответствует тому, что под ней. Часто серьезной семейной драме могут присвоить обложку, больше подходящую сентиментальной литературе. Или же какую-нибудь дурновкусную обложку со странным экшеном на ней могут дать остросюжетному хорошему роману. Не говорю уже о том, как портят восприятие полиграфические погрешности или неудачное использование типографских шрифтов.

- Для чего и так популярному сервису "Литрес" требуются коллаборации с различного вида брендами? Что это дает?

- Для того, чтобы расширить аудиторию и стать частью повседневной жизни читателей. Последняя наша коллаборация была с известным брендом с многолетней историей - Императорским фарфоровым заводом. Мы выпустили уникальные кофейные пары, посвященные двум классикам Серебряного века: Марине Цветаевой и Сергею Есенину.

Нам кажется важным нести любовь к литературе в массы, делать чтение модным и популяризировать наших классиков среди молодой аудитории. Современная литература сегодня пытается стереть все границы и освободиться, выйти за пределы привычного. Мы видим появление смелых мультижанровых проектов и экспериментов в области литературы, нацеленных на то, чтобы книголюбов становилось все больше. И мы, "Литрес", тоже стараемся идти в ногу со временем и не давать читателям забыть о том, что действительно важно.

- Лозунг презентации фарфора был: "Кофе и книга - идеальное сочетание". Согласна, что счастливые люди читают книги и пьют кофе?

- Цицерон говорил о том, что для счастья человеку нужны сад и библиотека. Я бы добавила еще к этому сочетанию чашечку кофе - было бы идеально.

- Какая коллаборация твоя любимая как шеф-редактора?

- Больше всего люблю коллаборацию с ювелирным брендом SOKOLOV, которую мы выпустили к 200-летию со дня написания "Евгения Онегина" - главного романа в стихах, повлиявшего на всю дальнейшую литературу, и 195-летию со дня рождения Льва Толстого.

Есть в нашей коллекции и классные кулоны с револьвером и пером, есть "сердечные" браслеты c цитатами, а для любителей люкса есть премиум-линейка с бриллиантами и белым золотом. Всё по красоте: в таких украшениях запросто могла появиться Татьяна, ставшая женой генерала, или Наташа Ростова.

- Не так давно ты вместе с писателями Ольгой Брейнингер, Ларисой Парфентьевой и Ольгой Хейфиц снялась для коллаборации "Литрес" и ТВОЕ? Насколько писатель, критик, издатель должен быть публичным и что нужно чтобы отстроить свой личный бренд?

- На сегодняшний день это просто необходимо. Если раньше можно было довериться судьбе и рассчитывать на удачу, то сейчас глупо ждать чуда, когда остальные работают, выстраивают стратегию и используют все инструменты продаж и продвижения. Современным авторам чаще всего приходится самим заниматься раскруткой, созданием личного бренда и работой с аудиторией. Даже если они опубликовались через классическое издательство, в котором продвижением занимается бренд-менеджер. Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят.

Та же ситуация и на рынке самиздата.

Если вы видели нашу статистику продаж, то могли заметить, что в прошлом году топ продаж впервые возглавил digital-автор Андрей Васильев, звезда нашего проекта "Литрес: Самиздат".

На протяжении многих лет он выстраивает сильный личный бренд и успешно работает с аудиторией - в "Литрес" на его обновления подписано более 23 000 поклонников, то есть все эти люди получат уведомления, как только любимый автор опубликует новое произведение. Это результат его работы с личным брендом - он уже зарекомендовал себя как серьезный автор, издающийся в самиздате и гарантирующий высокое качество текста.

- Можно ли сегодня, если ты не Пелевин, оставаться вне медиа и социальных сетей?

- Можно, но для этого надо уже быть Виктором Олеговичем. Ну или хотя бы Михаилом Елизаровым.

- Твой канал "Книжная жизнь Катрин П." ты ведешь в удовольствие или просто понимаешь, что в сегодняшнем мире без этого никак?

- Telegram-канал позволяет чувствовать себя свободным и оперативно высказываться на темы, волнующие здесь и сейчас. Это мой читательский дневник, фиксация реальности и книжных впечатлений. Ну и работа на личный бренд, конечно, которая приносит мне большое удовольствие.

- На что сегодня читатели ориентируются при выборе того, что почитать?

- Зависит от читателя. Кто-то реагирует на рекламу, кто-то на рекомендации друзей и критиков, кто-то следит за тем, что берут на обзоры блогеры. Более продвинутые книголюбы могут ориентироваться на издательство и блербы, а еще на премиальные списки.

- Живой критик или подборка ИИ: как думаешь, что быстрее цепляет читателя?

- Конечно критик. Всех очень интересует тема искусственного интеллекта, но доверия ему пока еще нет.

- Чем ты объясняешь невероятный рост популярности аудиокниг?

- Во-первых, это удобно и экономит время. Можно совмещать прослушивание книг с бытовыми делами, спортом, прогулками. Во-вторых, сегодня аудиокниги стали модными и качество производства выросло в разы. Мы видим на выходе не просто книгу, записанную голосом чтеца, а целый многоголосый аудиоспектакль с использованием музыки, шумов и спецэффектов, создающих атмосферу.

- Одно время ты делала проект "Семь книг, ради которых я не пошла на свидание". А какую книгу ты сейчас можешь назвать, ради которой не жалко отменить свидание?

- Мне тут недавно привезли нового Флориана Иллиеса - "Магию тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время". Вот ради него я многим могла бы пожертвовать.