Восемь залов автора
Как рассказала "РГ" генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина, это не первая совместная экспозиция музея и академии. Первый опыт работы с Сергеем Андриякой по организации выставки у них был в 2018 году - к 60-летию художника.
Выставка, которая открылась сейчас, более масштабная и зрелищная: в 10 залах представлены 264 работы мастера. В самом первом зале - работы трех дочерей художника, полукруглый небольшой зал-эркер отдан ученикам мастера. Остальные восемь залов предоставлены самому Сергею Николаевичу. 200 его работ, которые могут увидеть посетители, говорят арт-эксперты, это совсем немного. По их мнению, он был одним из самых плодовитых художников современности. На творчество его вдохновлял весь мир: ландшафтные и урбанистические пейзажи, закатные лучи, туманная дымка водопадов, искрящийся блеск куполов в морозный вечер, залитые солнцем комнаты, цветение деревьев и резеды, даже обычные связки бельевых веревок или стопки помытых сервизных тарелок... Все на его полотнах обретало жизнь, достойную внимания. В том числе и то, чего порой не замечаешь в житейской суете.
"Я редко видела его без кисти в руках, - рассказывает "РГ" вдова художника Дарья Андрияка. - Для меня на этой выставке дорога каждая работа, все пропитано его любовью, талантом и творчеством. Но зрителя я бы попросила обратить внимание на картину не авторства Сережи. На ней он еще мальчуган. Портрет написал его отец - директор Суриковской художественной школы (нынешняя Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств. - Ред.). Он прошел Великую Отечественную, в минуты отдыха брался за карандаш и рисовал сослуживцев. Именно он привил маленькому Сереже любовь к живописи. А он эту любовь привил уже своим детям и ученикам".
На картине Андрияки-старшего изображен мальчуган с длинными светлыми слегка вьющимися волосами. Одной рукой он обнимает плюшевую собачку, в другой держит веревочку от игрушечной синей машинки. Кажется, отвернешься, - и мальчуган сбежит с холста к игрушкам.
Выставка "Сергей Андрияка. Памяти мастера акварельной живописи"Соседствует эта картина с ранними работами Сергея Андрияки. Среди них выделяется небольшая акварель "Дашенька". На ней нарисована трехлетняя девочка с испуганно-восторженным выражением лица, сидящая на кровати, постеленной летом на природе. На этой картине 19-летний художник изобразил свою будущую жену. Тогда он с матерью гостил на даче друзей. Рассказывал девочке сказки. В результате девочка не уснула, а художник нарисовал ее портрет.
"Позже я много раз ему позировала. В том числе и для дипломной работы "Вечная память на Поле Куликовом", - добавляет Дарья.
Поиски вечности
Эта работа занимает в экспозиции особое место. "Мой отец написал много этюдов к этой работе, на выставке представлен один из них. Основная его задача была как художника показать обратную сторону победы, выразить образ вечности. С одной стороны - счастье и радость, с другой - скорбь потери, - рассказывает "РГ" дочь художника, преподаватель Академии акварели и изящных искусств Елизавета Андрияка. - Отмечу, что утром, до вернисажа, я уже водила гостей выставки к этой работе. Они специально приехали посмотреть именно ее".
Схожа по тематике и работа "Новый год", где на кладбищенскую могилку к сыну пришла отмечать праздник с елкой и свечкой пожилая женщина.
Время и место
Работы на выставке представлены в хронологическом порядке. Например, в первом зале кроме детских портретов есть ранние работы Сергея Андрияки 1970-1980 годов, пейзажи с замками Центральной Франции, Пушкинская галерея в Железноводске и другие. Чтобы лучше понять картину, рядом со значимыми работами распечатаны пояснения самого художника. Так, осенним настроением простора природы дышишь в зале с самой большой его акварельной картиной - "Родина". Ее размер - три на шесть метров.
"Огромное небо с облаками, внизу бесконечные дали с храмами, деревнями, речками", - писал он в 2004 году. А дальше вспоминал, как нужны были мисочки и баночки для краски, как мудрил он с тем, чтобы акварельная краска не стекала с картины...
Многие работы потрясают своей фотографической точностью, кажется, еще чуть-чуть, и будет ощущаться запах и шум волн на картине "Море" 2004 года или плеск бурного "Водопада в Норвегии" 2007 года. Как объясняет в аннотации мастер, связан такой эффект с придуманной им техникой многослойной акварельной живописи. Когда, накладывая краску слой за слоем, он добивается ощущения объема изображения.
Научиться такой технике смогут и посетители выставки на мастер-классах: "Портрет" - 26.10.2024, "Осенний пейзаж" - 09.11.2024, "Цветы" - 23.11. 2024, "Натюрморт. Фрукты" - 07.12.2024 и др. Расписание и правила участия на сайте музея-заповедника "Царицыно".