Это совместный проект семи музеев. Помимо принимающей стороны в нем участвуют Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей-заповедник "Петергоф", Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Национальный музей Республики Бурятия, Кяхтинский краеведческий музей им. Академика В.А. Обручева, Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова.
Как вспоминает генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина, родилась идея два месяца назад в Бурятии во время сессий "Музейных маршрутов России".
"Честно скажу, это был большой риск, авантюра чистой воды. За два месяца реализовать такой масштабный проект!", - признается она.
И авантюра удалась. Более двухсот ценнейших экспонатов, разделенных между собой тысячами километров, собрали в Казани накануне саммита. Свой вклад в выставку сделала и китайская сторона. Медиакорпорация China Media Group у входа в экспозицию представила фотопроект "Лянчжу", демонстрирующий археологические раскопки на месте древней цивилизации Лянчжу, которая существовала более пяти тысяч лет назад на территории современного Китая.
Как пояснил куратор выставки, руководитель отдела спецхрана Национального музея РТ Владислав Мухин, экспозиция разделена на три блока. Первый посвящен резьбе по камню, дереву и красному лаку, второй - фарфору, а третий - бронзовым изделиям.
Саммит БРИКС в Казани"Резьба по камню - очень сложный вид декоративно-прикладного искусства, - начинает экскурсию Владислав Мухин у вазы со змеями - одной из жемчужин собрания Национального музея РТ. - Чистым и гладким камням китайцы предпочтения не отдавали, они всегда выбирал неровный материал. И природный рисунок камня подсказывал мастеру сюжет будущей композиции".
С уникальным технологическим процессом сопряжена и резьба по красному лаку, представленная на выставке изумительной красоты вазой и шкатулками. Сначала добывается сок из дерева ци-шу. Эта густая молочного цвета жидкость при взаимодействии с кислородом почти сразу застывает, образуя полимер. Он не подвержен влиянию высоких температур, щелочи, кислот.
Чтобы сок сразу не застывал, в емкость с ним помещали крабов, рассказывает куратор выставки. Их панцирь содержит элемент, который замедляет этот процесс. Затем сок кипятили, добавляли киноварь для красного цвета. И послойно наносили на изделие - число слоев порой превышало сотню.
В этом же разделе можно увидеть деревянные миниатюры, отражающие сцены из жизни китайцев XIX века. Здесь есть узник, закованный в колодки, крестьянин, пашущий землю, игроки в маджонг. Цикл графических миниатюр знакомит с этапами заготовки чая: взвешивание, измельчение, просеивание, дегустация, упаковка. Немало в экспозиции и народных картин няньхуа - своеобразного лубка, который назвали энциклопедией китайской жизни.
Центральную часть экспозиции занял фарфор. Из всего ряда экспонатов в глаза в первую очередь бросаются огромные напольные вазы XVIII-XIX веков из Государственного музея-заповедника "Петергоф". Многие из них были приобретены в Китае для императорской семьи.
А древнейший сосуд в этом разделе, которому более 2300 лет, представлен Национальным музеем РТ.
В бронзовом разделе представлены предметы религиозного культа. Например, скульптура "Триада Будд Милэ". Небольшой по размерам, но очень ценный артефакт, найденный в 1927 году под Улан-Удэ на территории Иволгинского гуннского городища. Датируется он 441 годом. По словам директора Национального музея Республики Бурятия Татьяны Бороноевой, эту археологическую редкость вывозят за пределы региона впервые.
А самыми древними экспонатами выставки являются монеты-ножи (VII-III век до нашей эры) и монеты-мотыги (362-340 годы до нашей эры) из коллекции Национального музея РТ.
Завершается экспозиция буддийским алтарем, который возведен в соответствии с китайским каноном. Как отмечает Владислав Мухин, выставка позволила воплотить давнюю мечту сотрудников музея. Воссоздать храмовый престол здесь пытались несколько раз, причем даже на заре Советской власти. Но это удавалось лишь отчасти. А в 1929 году с открытием в музее антирелигиозного отдела это и вовсе стало невозможно. Теперь оценить их труд смогут тысячи гостей со всего мира.
Одним из первых зарубежных посетителей стал начальник службы информации Евразийского Бюро Медиакорпорация China Media Group Ван Дэла.
Мы были удивлены, что на выставке представлены такие шедевры, - поделился он впечатлениями. - Подобные коллекции редко встречаются в Пекинских музеях.
Выставка "Китайские коллекции музеев России" будет работать до 3 февраля 2025 года. Посетить ее можно в том числе и по Пушкинской карте.