Как пояснили в региональном миндортрансе, мобильными комплексами "Дозор-М" планируется оснастить автобусы большого класса. Один из них уже месяц колесит по городу, собирая данные о нарушителях. Впрочем, штрафы им пока не выписывают. Важно протестировать, как поведет себя оборудование в условиях сложного городского рельефа.
Камера способна распознавать выезд на выделенные полосы, в автоматическом режиме формировать материалы установленного образца и отправлять их в Госавтоинспекцию.
Причем комплекс обучаем. Он исключает спорные штрафы в местах прерывания выделенной полосы (перед перекрестками, вдоль парковок, заездов и выездов со вспомогательных дорог и так далее - прим. ред.), а значит, может оказаться даже более эффективным, чем стационарные камеры, установленные на городских магистралях.
- Конечно, для этого необходимо предварительно "оцифровать" маршрут, в котором будут четко прописаны зоны ограничений, на которые с помощью геометок начнут реагировать камеры, - считает начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД по Челябинской области Сергей Пурусов. - Но в плане выявления опасных участков в целях пресечения нарушений ПДД это очень перспективный, удобный и высокотехнологичный инструмент.
В этом году общую протяженность приоритетного проезда общественного транспорта в Челябинске увеличили до 36,5 километра. Реформа идет с отставанием: в прошлом сезоне в Челябинске собирались выделить сразу 15 километров полос, однако разметку успели нанести только на десяти. Делать это можно лишь в ночное время, чтобы свежий термопластик не разнесли колеса автомобилей. Испорченную же разметку приходится снимать фрезой вместе с верхним слоем асфальта. Видимо, поэтому в этом году планы куда скромнее - 7,5 километра, причем большая часть "выделенок" сосредоточится в центре города, больше всего страдающего от пробок.
По оценкам специалистов, нововведение приживается медленно. На некоторых участках после обособления полос скорость потока выросла, но очень ненадолго. По данным центра обработки вызовов "Безопасный город", за порядком в Челябинске следит 123 стационарных комплекса фото- и видеофиксации, наблюдающих за выделенными полосами только на нескольких маршрутах. В планах до конца года - модернизировать еще пять. Однако этого явно недостаточно. Иное дело, когда данные на нарушителей будут собираться прямо по ходу движения.
Инициаторы реформы уверены: обустройство "выделенки" имеет накопительный эффект. По словам замминистра дорожного хозяйства и транспорта области Александра Егорова, еще четыре года назад Челябинск находился в конце списка городов-миллионников по организации приоритетного движения пассажирского транспорта. Сегодня он занимает четвертое место. Изменения станут более заметны, когда сеть выделенных полос удастся довести до проектных 80 километров, а параллельно избавиться от затрудняющих проезд парковок, отрегулировать транспортные потоки и усилить контроль за соблюдением предписаний знаков и разметки.
Вот только не придется ли перекрашивать ради установки камер новенькие челябинские автобусы, купленные на средства инфраструктурного кредита? В этом году в правила размещения комплексов фото- и видеофиксации внесли изменения. В соответствии с постановлением правительства РФ N 754 теперь оборудованные мобильными камерами транспортные средства должны иметь окраску и опознавательные знаки, издалека заметные на дороге. Иначе по каждому нарушению полиции придется проводить административное расследование, устанавливать вину нарушителя и лишь затем составлять на него протокол.
В Госавтоинспекции в свою очередь уверены, что сложностей не возникнет. Требования к нанесению опознавательных знаков на оборудованном камерами транспорте должны определяться актами уполномоченных органов самих регионов, в Челябинской области - министерством общественной безопасности, которое разработает единый опознавательный знак для всего оснащенного мобильными системами транспорта. После этого они начнут работать совершенно легально, в автоматическом режиме передавая материалы на нарушителей по защищенным каналам интернета прямо с дороги.
Результаты тестирования комплекса "Дозор М" будут изучены мэрией Челябинска вместе с Госавтоинспекцией, региональным миндортрансом и министерством общественной безопасности, после чего власти намерены принять решение о закупке и массовом использовании таких комплексов в 2025 году. В заинтересованных ведомствах считают, что с их появлением на дорогах наступит переломный момент и нарушителей ПДД станет кратно меньше.
Столица наделена особым порядком принятия решения о размещении и отключении стационарных, передвижных и мобильных средств фотовидеофиксации нарушений ПДД. Чтобы "аппетиты" мобильных комплексов регулировать, департамент транспорта Москвы выпустил новые правила размещения дорожных, мобильных и передвижных камер, фиксирующих нарушения ПДД.
Как напомнили в пресс-службе Центра организации дорожного движения, столица первая в России стала использовать Паспорт места установки комплекса и проходить многоэтапную процедуру его согласования. Каждая локация обосновывается и утверждается ГИБДД. Самые узнаваемые мобильные видеорегистраторы - это парконы. Они имеют специальные опознавательные знаки в виде зеленой оклейки и нанесения соответствующих логотипов. С начала этого года они зафиксировали более 6 тысяч нарушений.
Но мало кто знает, что мобильные камеры стоят не только на парконах, но и на общественном транспорте. Напомним, что в городе курсирует около 8,6 тысячи автобусов, электробусов и более 500 современных трамваев.
Устанавливать первые мобильные комплексы фотовидеокамеры в кабинах водителей автобусов начали осенью 2014 года. Основная их задача была фиксировать парковку и выезд машин на выделенные полосы. Как тогда объясняли столичные власти, стационарные камеры с этой работой не всегда справлялись. "Выделенка" была в новинку. Год спустя уже 110 автобусов были оборудованы такими камерами. По данным ГУП "Мосгортранс", сейчас во всех автобусах и электробусах компании, работающих в Москве, есть камеры. Часть из них следит за ситуацией в салоне транспортного средства, за состоянием водителя, а также за дорогой. Камеры, следящие за дорогой, не выписывают самостоятельно штрафы, как это делают парконы, вся информация поступает в центр обработки данных (ЦОДД). Оформлением штрафных постановлений занимаются специалисты ГИБДД.
Подготовила Ирина Огилько
Напомним, что с 1 сентября вступили в силу поправки, которые устанавливают новые требования к использованию систем фотовидеофиксации. А именно, поправки в закон об организации дорожного движения, а также новое постановление правительства.
В соответствии с этими документами у нас четко определяется функциональность камер на дорогах. Есть стационарные - они висят на столбах и прочих опорах. Есть передвижные. Они активно используются в Московской области, Москве, прочих регионах. Это брендированные автомобили, которые выставляются на дорогах, но только в зонах действия знака "Фотовидеофиксация". В Подмосковье, кстати, их задействовано около 200 штук.
А есть еще такое понятие как мобильные комплексы фотовидеофиксации. Они устанавливаются в обычных автомобилях и передают информацию прямо с маршрута. Но вот беда, с 1 сентября такие машины должны иметь соответствующее обозначение, чтобы автомобилисты могли их узнавать в потоке. Таким образом автобусы, трамваи и троллейбусы просто не могут использоваться для фотовидеофиксации.
Машины, оборудованные системами фиксации, должны иметь специальное обозначение, они также должны еще и предназначаться для выявления нарушений. А не перевозить пассажиров..
На автобусе установили камеру, которая фиксирует все, что происходит снаружи. Выявила она нарушение. Что дальше? По зафиксированному случаю автовладельцу, то есть собственнику автопарка, придется лично обращаться в ГИБДД для привлечения к ответственности нарушителя.В автоматическом режиме не получится. Поскольку автобус не соответствует требованиям правил использования средств автофиксации нарушений, этого достаточно, чтобы отменить постановление.
Подготовил Владимир Баршев