Сведений о Николае Дмитриевиче сохранилось немного, но и те любопытные: "чугунный король" Тюмени, владевший самым солидным предприятием по числу наемных работников, как серьезный бизнесмен обладал стальной волей, а как житель купеческого городка - добрым сердцем. В докладах чекистов мелькали подробности, что после ареста за хозяина вступился народ, да и сам он выручал работяг, оплачивая их долги. Тем не менее Машарова расстреляли, его особняк на улице Спасской национализировали. Дом с богатой лепниной, зеркалами, огромными печами, передовыми для тех лет бытовыми вещицами, гостеприимный, светлый, уютный, шумный, не мог оставить равнодушной новую власть. Он и сейчас манит горожан.
- Особняк я купил в 1897 году да и снес почти все, чтобы создать новое. Самое главное в нем - печи: вокруг двух, в изразцах, строили комнаты, третья - с краю, в парадной прихожей. Протапливать начинаем в сентябре. Стены у нас толстые-претолстые - долго нагревать надо, - рассказывает публике Николай Машаров.
Это, конечно же, переодетый сотрудник музея Николай Багаев. Почти четыре года молодой человек трудится методистом по музейно-образовательной деятельности и часто в образе "чугунного короля" водит по этажам любопытных. Так как более подробных описаний машаровского характера и его привычек не сохранилось, действует Николай интуитивно. Вообще задумка представления про изготовителя "лучших в округе гвоздей" - показать знатного гостеприимного горожанина позапрошлого столетия.
Большая прихожая в его владениях оформлена по всем правилам - зеркало, диванчики, столик для визитных карточек. Парадная столовая, где распивают чаи соседа Колокольникова. Кто-то цедит китайский навар вприкуску с сахаром, а дамы вприглядку - чтобы не поправиться: смотрят на кусочек "сладкого яда" издалека, обманывают мозг. Варят и кофий в перколяторе - напиток на любителя, но император уважал да не морщился, поэтому не отстаем! В гостиной на потолке - самое богатство: кажется, Машаров немало потрудился, прежде чем выдумал убранство: мужчины тут режутся в карты, а женщины слушают рояль. В дамской комнате много рукоделия. Детская скромна - тут спит самый маленький, взрослые ребята живут во флигеле (их десять). Внизу кухня и комнаты прислуги. Наверху чердак.
Порядок понятный. Но дух, дух тут какой! Машаровский до сих пор! После десятилетий передряг он не исчез, а притянул, кажется, все культурное и образовательное. Дом снова стал скрепой, крепостью. Как сто лет назад.
Досье "РГ"
Товарищество "Машаров и К" изготавливало гвозди, печные заслонки, формы для выпечки, утюги, статуэтки, пепельницы, решетки на камины и даже молотилки с веялками. Пробовали как-то повторять каслинское литье - не вышло: тюменский песок был идеален только в монолитном литье, а в "ажуре" рассыпался. После национализации предприятие стало заводом "Механик". В самом доме в советский период располагалась детская поликлиника.